Золотое сечение в дизайне интерьера – Основы дизайна: правило золотого сечения

Золотое Сечение в Дизайне (Правило + Принципы + Применение)

Понятие «золотое сечение», о котором многие слышат впервые, на самом деле известно с незапамятных времён. О нём упоминает ещё Евклид в своих «Началах», написанных примерно за 300 лет до н. э. Сегодня правило находит применение, как в точных науках, так и в искусстве. Широко распространено золотое сечение в дизайне. Причём в различных его областях. Оформление интерьеров, ландшафтов садов и парков, а также  интернет-сайтов и логотипов компаний выполняется в соответствии со строгими правилами.

Правило золотого сечения

Почему дизайнеры взяли на вооружение это правило? Чем ближе к идеалу пропорции каждого предмета и расположение предметов относительно друг друга – тем лучше воспринимает картину в целом – человеческий мозг. «Золотая пропорция» предполагает деление целого на 2 части, меньшую и большую. Меньшая относится к большей, а большая – к целому, как 0,618 к 1. Если обратиться к математике, можно дать более точное определение. Золотое сечение (пропорция) – это соотношение величин b и a, a > b, при этом a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b обозначается греческой буквой Φ в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. На практике Ф=1,618. Если обратиться к процентам, золотое сечение – это деление величины на две, которые соотносятся как 62% и 38%.

Исчерпывающее описание этому принципу дал Леонардо да Винчи. Известно, что представители различных сфер искусства, например, художники и музыканты, не ставя целью подогнать свои произведения под «золотую пропорцию», всё же инстинктивно её придерживались. Ведь именно так достигается гармония. Такую пропорцию именовали даже «божественной». Меньшая часть – Бог-Сын, большая – Бог-Отец, а целое – Дух Святой. Ещё один пример золотой пропорции представляет собой правило третей. Оно связано с особенностями зрительного восприятия человека. Если зритель смотрит на рисунок, который поделён на 9 равных фрагментов, он в первую очередь выделяет 4 точки, образованные в местах, где вертикальные линии пересекаются с горизонтальными.

Спираль золотого сечения

Говоря о «золотой пропорции», нельзя не упомянуть и ряд (спираль) Фибоначчи. Математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) жил в эпоху Средневековья. Он составил последовательность чисел 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144 и т. д. Сумма каждых 2 чисел, которые следуют друг за другом, равна третьему числу, идущему за ними. В качестве примера можно рассмотреть фаланги человеческих пальцев. А именно – соотношение 1-й фаланги ко 2-й и 3-й. В природе много примеров, заставляющих нас вспомнить о спирали Фибоначчи. Это ананасы и шишки, рога животных, раковины моллюсков.

Применение в дизайне

Повсеместно используется правило золотого сечения в дизайне интерьеров. Лёгкая асимметрия неожиданно дарит нам ощущение гармонии и покоя. Какое помещение можно назвать идеальным по форме? То, в котором ширина и длина соотносятся как 5 к 8, или 1 к 1,62. В помощь архитекторам Ле Корбюзье ещё в начале прошлого века разработал систему антропометрических пропорций. В основе её – фигура человека с идеальными пропорциями, с поднятой рукой. Изначально этой системой (ещё одно её название «модулор») пользовались при создании проектов многоквартирных домов.

Когда ещё только рассчитывается планировка квартиры, работа ведётся по принципу золотого сечения в дизайне. Зонирование территории осуществляется в соответствии с точками пересечения горизонтальных и вертикальных линий. Здесь можно поставить перегородки и ширмы, мебель или крупную бытовую технику. Если же это не типовая квартира, а дом, который вы строите, свой рост можно использовать как модуль. И в буквальном смысле слова подогнать пространство под себя. Расставляя мебель, можно руководствоваться теми же принципами. Так, диван должен занимать на более 2/3 стены, вдоль которой его поставили. Если рядом вы поместите журнальный столик – его длина не должна превышать 2/3 длины дивана. Принцип можно отнести к кровати. Рядом с постелью мы часто видим тумбочки. Их высота не должна быть больше 2/3 стены.

Чтобы в помещении вы испытывали чувство покоя, тёмные вещи лучше разместить внизу, ближе к полу, в светлые – на самом верху стены. Учитывайте размеры и цвет  картин и фотографий, которые вешаете на стену. Композиционно их следует размещать правильно – как в отношении стены, так и соотносительно друг к другу. Правило золотого сечения работает и тогда, когда речь идёт о выборе цветов. Лучше всего, если в помещении около 68% площади окрашено в один цвет, а оставшиеся 38% – в другой, второстепенный. Это касается выбора обоев и краски. Цветовым акцентам можно уделить не более 10%. Научившись применять на практике «золотую пропорцию», вы сможете стать настоящим профессионалом в области дизайна.


www.shad.ru

Применение правила «золотого сечения» при оформлении интерьера гипсовой лепниной

Основой гармонии и красоты являются пропорция и «золотое сечение». И если про пропорцию все вроде бы понятно, то с «золотым сечением», пожалуй, следует разобраться. Тем более, что «золотое сечение» лежит не только в основе красоты, но и в основе порядка.

О «золотом сечении» знали в Древнем Египте и Вавилоне, в Китае и Индии. Пифагор создал целую школу по изучению сечения, а Платон считал, что вся Вселенная устроена по этому принципу. Ученые испокон веков искали точное значение «сечения», но оно оказалось не очень гармоничным: слишком много чисел после запятой – 0,618033… (большая часть приближена к этому числу, а то время как меньшая приближена к 0,382).

«Золотое сечение» еще называют божественной пропорцией. Быть может потому, что в неживой природе оно не встречается. Зато в живой природе – почти повсеместно: в изгибах морских раковин, в сердцевине цветка, в пропорциях идеального человеческого тела.

В математике «золотым сечением» называют пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок относится к большей части так же, как большая часть относится к меньшей (или, если выразиться иначе, меньший отрезок относится к большему так же, как больший ко всему отрезку). Выразить сечение можно в виде формулы:


С «сечением» математически и сакрально связана так называемая последовательность Фибоначчи, в которой каждый следующий элемент равняется сумме двух предыдущих, то есть
0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…

«Золотое сечение» применяется в архитектуре и проектировании интерьера. Оно использовалось при постройке таких великих сооружений мирового зодчества, как Парфенон, собор Парижской Богоматери, храм Василия Блаженного.

Золотое сечение в интерьере

«Золотое сечение» нередко используется и при проектировании интерьера. Как минимум, с его помощью можно сделать помещение более приятным для глаза. Возьмем, к примеру, украшение комнаты гипсовой лепниной.

Для того чтобы было проще посчитать размеры всех декоративных элементов, делим высоту стены по принципу «золотого сечения» несколько раз. В итоге мы получаем ряд чисел.
Предположим, у нас потолок высотой три метра. Для получения искомого ряда чисел нужно умножить, пошагово, высоту потолка на 0,618 (число «золотого сечения», конечно же, мы округлили).

Получаем следующий ряд чисел:
300 – 185,4 – 114,6 – 70,8 – 43,8 – 27 – 16,7 – 10,3 – 6,4 (для удобства отделим числа друг от друга не точкой с запятой, а тире).
Все числа указаны в сантиметрах и уже округлены до десятых.

Бордюры

Используя эти цифры, можно приступить к определению того, как будут располагаться элементы лепнины.
Для начала определимся с высотой расположения бордюров. Они могут располагаться на высоте 185,4, 114,6 или 70,8 см от пола.
Можно с уверенностью сказать, что классической высотой является промежуточный вариант (114,6 см). При этом эту высоту можно использовать и как верхнюю точку отсчета ширины бордюра, и как нижнюю его точку.

Оптимальная ширина бордюра (исходя из наших вычислений) – 16,7, 10,3 и 6,4 см.
Возьмем, к примеру, высоту в 10,3 см. Отметим, что эти цифры можно смело округлять, ибо визуально разница между бордюрами шириной 10,3 и 10 см едва ли различима.

Карнизы

После бордюров обратим свой взор на карнизы. Благодаря правилу «золотого сечения» можно вычислить и оптимальную их ширину.
Она составляет, если руководствоваться теми же правилами, что и при подсчете ширины карниза, 16,7 см (или приблизительно 17 см).
Так как карниз – изделие сложное, нужно определить не только большую его сторону, но и меньшую (то есть ту, которая прилегает к потолку).

Следовательно, мы должны брать следующую по порядку цифру 10,3 см

. Плинтус в таком случае должен быть соразмерен карнизу или бордюру, то есть составлять 16,7 или 10,3 см.

Зеркала

Чтобы комната была еще привлекательнее, ее зонируют при помощи гипсовых зеркал.
Для определения места, где должны находиться эти зеркала, нужно от части стены, которая осталась после деления бордюром, отнять высоту карниза.
Затем от карниза и бордюра нужно отступить одинаковое расстояние.
И исходить здесь нужно также из чисел, полученных нами (27 – 16,7 – 10,3 см). Возьмем, к примеру, самое большое число 27. Отступив это расстояние дважды (сверху и снизу), мы получим длину зеркала. От полученного числа нужно отступить ширину молдинга. Например, 6,4 см. Теперь нужно высчитать ширину зеркала. Для этого следует брать средние отрезки, то есть

114,6 – 70,8 – 43,8. Лучше остановиться на числах 114,6 и 70,8.

По такому же принципу зонируется и нижняя часть стены под бордюром. Отступать от бордюра, карниза и плинтуса нужно одинаково. Для нас оптимальной будет расстояние в 16,7 см. Благодаря этому мы получаем длину нижнего зеркала. По ширине нижнее зеркало должно быть таким же, как и верхнее.

Розетка

После расчета параметров всех элементов стены (как минимум, все желаемых элементов) можно приступить к расчетам параметров потолочной розетки.
Тут расчеты будут несколько проще, так как исходить нужно будет только из ширины потолка и диаметра предполагаемой люстры. Первое правило расчетов параметра люстры – диаметр люстры должен примерно равняться диаметру розетки. Для расчета диаметра розетки ширину потолка последовательно умножают на уже упомянутый нами коэффициент 0,618. Брать следует среднюю цифру.

Как видим, вычисления сугубо арифметические. Если один раз посчитать параметры «золотого сечения» для помещений с разной высотой потолка, то не придется лишний раз прибегать к помощи калькулятора. Если вы примените правила «золотого сечения» при проектировании вашего интерьера, эффект будет весьма существенным: вы сможете организовать пространство максимально уютно. И «на глаз» все будет просто великолепно.

 

www.remstroydecor.ru

Золотое сечение в дизайне интерьера

Золотое сечение в мире встречается везде и всюду: в строении цветка, в строении животных и, конечно, человека. “Золотое сечение” является моментом истины, без выполнения которого не возможно, вообще, что-либо сущее. И если даже мы не заметим его видимого соблюдения, то оно обязательно будет существовать на молекулярном или клеточном уровнях.

Золотое сечение, как явление, было открыто еще Пифагором в Древней Греции, в 4 веке до н.э. Пифагорейцы считали, что в основе мирового порядка заложено именно число, которое имеет необъяснимую магическую силу. В самой сути этого удивительного явления, в самой пропорции — они видели восхитительную простоту. Использование этих чисел вносило гармонию и порядок.

По законам золотого сечения были построены наиболее известные нам сооружения, такие как Парфенон( V в. до н.э.), собор Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Яркими примерами в русской архитектуре станут Смольный собор в Санкт-Петербурге и храм Василия Блаженного, в котором, если взять высоту собора за единицу, то основные пропорции, определяющие членение целого на части, образуют ряд золотого сечения.

Так что такое золотое сечение?

Золотое сечение – это деление целого на две неравные части, при котором меньшая часть относится к большей, как большая относится к целому. При этом большая часть приближена к 0,618 от целого, а меньшая к 0,382. Если взять за целый отрезок в 100 частей, то большая часть отрезка будет равна 61,8, а меньшая 38,2.

На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Например, прямоугольник, в котором отношение большей части к меньшей равно пропорции золотого сечения. Или золотой треугольник, который представляет собой равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1.618.

Так же как и золотое сечение, в мире широко используются числа Фибоначчи — числовая последовательность, в которой каждый последовательный элемент равняется сумме двух предыдущих. Она начинается так: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233…

К тому же, отношение каждого числа к последующему по увеличению порядкового номера все больше и больше стремится к 0.618, что напрямую связывает его с принципом золотого сечения.

Гиповаялепнина купить в спб которую можно в нашей компании отлично впишетя в правило золотого сечения.

Практическое использование в интерьере

Золотое сечение действительно поможет Вам обустроить свой интерьер. С помощью золотых отрезков вы сможете сделать Ваше помещение наиболее уютным и приятным глазу. Рассмотрим применение золотого сечения на конкретном примере. Попробуем декорировать комнату с помощью гипсовой лепнины. Возьмем помещение размером 4*5 метров и расставим в нем мебель.

Чтобы было удобно определять наиболее подходящие размеры для всех декоративных элементов, разделите высоту стены по принципу золотого сечения несколько раз подряд, вследствие чего вы получите ряд чисел, удобных в использовании.

В нашем случае высота потолка 2.5 метра. Выполним последовательное умножение высоты потолка на 0.618 (250 * 0.618).

Получилась такая цепочка: 250, 154.5, 95.48, 59, 36.46, 22.53, 13.92, 8.6, 5.31 (см)

Для удобства мы округлим числа: 250, 154.5, 95.5, 59, 36.5, 22.5, 14, 8.5, 5.5

Теперь, используя только эти числа, мы можем решить, каков будет наиболее подходящий размер для нашего декора.

Для начала определим высоту бордюра для нашей стены. В зависимости от стиля и задумки дизайнера, он может находиться на высоте 154.5, 95.5 и 59 см от пола. В классическом варианте используется высота в 95,5 см. Эта планка может являться как нижней, так и высшей точкой отсчета ширины бордюра. В нашем случае бордюр будет находиться ниже поставленной планки.

Бордюр не должен быть массивным, поэтому наиболее подходящие для него размеры: 14, 8.5 и 5.5. В классическом варианте мы выбираем золотую середину – 8.5 см.

Любой интерьер будет выглядеть наиболее законченным и аккуратным, если в нем будут использованы карнизы. Так же, применяя метод золотого сечения, вы можете вычислить и оптимальный размер карниза. Наиболее оптимальные размеры из нашего списка будут: 22.5, 14 и 8.5.

Золотое сечение в дизайне

В качестве золотой середины мы возьмем размер в 14 см.

Так же не стоит забывать, что и карниз должен строиться по золотому сечению. Его меньшая сторона (та, что прилегает к потолку) должна относиться к большей (той, что прилегает к стене), как большая относится к сумме обеих сторон. То есть при большей стороне в 14 см, его меньшая длина будет ровняться 8.5 см.

Вычислив высоту карниза, мы можем и рассчитать наиболее подходящую ширину плинтуса и бордюра. При выборе ширины плинтуса, наиболее верным вариантом будет, если его ширина будет поддержана шириной карниза или бордюра: 14см или 8.5 см. Для нас самый подходящий вариант это 8.5 см.

Сделать комнату ещё уютней и интересней вам поможет зонирование стен гипсовыми зеркалами. Так как вы уже поделили стену бордюром, то от оставшейся большей части стены вы отнимаете высоту карниза. Для того что бы зеркало получилось оптимальной длины, мы отступаем от карниза и бордюра одинаковое расстояние. Это может быть: 22.5, 14, 8.5. В этот раз мы берем 22.5. Отступив, мы получаем длину зеркала. От получившейся точки мы дальше отступаем ширину молдинга: 8.5, 5.5. Мы возьмем 5.5. Для того, чтобы зеркала на стене не смотрелись монотонно, мы решили чередовать их ширину. Чтобы найти ширину зеркала, мы возьмем средние отрезки, такие как: 95.5, 59, 36.5. Мы возьмем отрезки 59 и 95.5 см. Телевизор на одну из стен мы тоже обрамляем зеркалом шириной 154 см.

По точно такому же принципу мы можем зонировать и нижнюю часть стены. Отступы от бордюра, карниза и плинтуса должны быть в обязательном порядке одинаковыми. В нашем случае это 14 см. Таким же способом мы получаем длину нижнего зеркала. Его же ширина в классическом варианте не должна отличаться от ширины верхнего. Этот же закон работает и с шириной молдинга.

В том случае, если Вы захотите завершить углы гипсовых зеркал радиусами, Вы можете рассчитать и их размер. Для этого возьмем ширину наименьшего зеркала и поделив её на два, вычислим меньшую часть у каждой половинки по золотому сечению. То есть:

59 см : 2 = 29,5 см

29,5 * 0,382 = 11,27

Округлив, мы получим 11,3 см – размер радиуса на углах зеркал.

Завершить Ваш интерьер поможет подходящая по стилю потолочная розетка. Главное правило, которым вы должны руководствоваться при выборе подходящего размера – D розетки должен примерно равняться D люстры. Его можно рассчитать и согласно принципу золотого сечения. Для этого возьмите ширину потолка и последовательно умножьте его на 0,618. Получившееся число и будет являться диаметром Вашей розетки. В нашем случае диаметр составляет 58 см.

Применив правила золотого сечения у себя в интерьере, Вы не только добьётесь наиболее приятного и красивого расположения декора, но и сможете организовать наиболее уютное пространство, в котором будет комфортно находиться изо дня в день, все больше проникаясь симпатией к выбранному решению.

Основы дизайна: правило золотого сечения

Похожие статьи

shtyknozh.ru

Самые необычные интерьеры квартир: фото-отчет проекта в Нью-Йорке

Каждый из нас слышал о золотом сечении, но мало, кто знает, что оно означает, и в чем заключается его смысл. Об этом есть огромное количество публикаций, поэтому те, кто захочет разобраться с этим понятием, могут изучить их.

Но для того чтобы немного стало понятней, о чем речь пойдет ниже, следует сказать следующее: принцип золотого сечения заключается в высшем проявлении функционального и структурного совершенства целого и его частей и в природе, и науке, и искусстве.

Если подвести этот термин непосредственно к дизайну интерьеров, то смысл золотых пропорций, как его еще иногда называют, раскрывается через формы. Ведь именно их человек воспринимает и оценивает в первую очередь. А самыми простыми и подходящими фигурами являются квадрат и прямоугольник.

В этой теме вам предлагается посмотреть оригинальный проект квартиры, оформление которой подчинено золотому сечению.

Эта недвижимость с современным дизайном интерьера находится в Нижнем Манхеттене (Сохо) и рассчитана на комфортное проживание семьи из 3-6 человек. Не смотря на не очень большую площадь, в ней имеются три спальни, две ванные комнаты и самое большое помещение, включающее гостиную, рабочий уголок, кухню и столовую.

При этом в каждой из них превалируют прямые четкие линии и кубические формы. Но это совершенно не портит и не упрощает интерьеры, а делает их более строгими и официальными.

Рассматривая оформление гостиной, можно заметить, что царящая здесь прямолинейность имеет особое очарование. Оно раскрывается, прежде всего, через интересную конструкцию стола, который также объемен и массивен, как письменный, но такой же невысокий и выразительный, как журнальный.

С одной стороны его сопровождает мягкий просторный диван, с другой – два плетенных кресла. Дополняет эту мебельную композицию большой книжный шкаф, доверху заполненный печатными изданиями.

Для наилучшего выделения примененных пропорций авторы проекта решили не утяжелять строительные конструкции цветом, поэтому и потолок, и стены выполнены в белых тонах.

Очень привлекает внимание и обилие света, что достигается за счет ленточного остекления комнаты, причем высота окон практически равна высоте этажа, а также грамотной и изящной системой искусственного освещения. Если вы присмотритесь, обязательно заметите прямоугольную нишу на потолке, полностью заполненную светильниками.

Следует отметить, что, переступив порог этой квартиры, вы сначала увидите не гостиную, а современную кухню, с которой и начинается лучший дизайн интерьера, оформленный по принципу золотых пропорций. Прежде всего, вы заметите своеобразный коридор, ведущий к окну и образованный двумя рядами столов и шкафов с белыми фасадами и хромированными поверхностями.

И даже рабочая стена, не смотря на наибольшую подверженность загрязнению, выполнена в той же гамме, но из глянцевых материалов. Такое цветовое решение позволило несколько замаскировать функциональную принадлежность этой части помещения, придав ей эстетичный и декоративный вид.

Между кухней и гостиной находится зона столовой, представляющая собой не очень большой деревянный стол и несколько стульев с обивкой в коричневых тонах. В этом просторном помещении они совместно с висящим рядом серо-синим панно выглядят самым темным пятном.

Но тем самым дизайнеры смогли избавиться от светлой монотонности, внеся немного разнообразия, а также эффектно разделить вытянутую по форме комнату. Необходимо сказать, что в оформлении этой насыщенной части квартиры присутствуют не только прямые линии.

Например, на потолке вдоль помещения можно заметить замысловатую декоративную конструкцию, напоминающую сплетенные ветви деревьев, а возле книжного шкафа увидеть округлую напольную вазу.

Наиболее точно принцип золотого сечения раскрывается в спальне для взрослых. Здесь вы увидите разнообразные соотношения и сочетания прямоугольников и квадратов. Но это не выглядит странно. Наоборот, простой и одновременно роскошный дизайн интерьера комнаты кажется примером организованности, порядка и стиля.

Очень эффектно здесь смотрится ниша в изголовье кровати, оббитая ковровым покрытием цвета темного шоколада. Именно этот оттенок позволил немного приглушить мощные потоки света, поступающие из двух окон. А в остальном здесь поддерживается общий стиль оформления квартиры: белые стены и фасады мебели.

Вторая спальня выглядит проще, но, вероятно, она предназначена для гостей, так как здесь спальное место представлено раскладывающимся диваном. Эта комната смотрится самой аскетичной из всех: здесь нет никаких декоративных деталей в виде картин или ваз. А единственной деталью, привлекающей внимание, можно назвать настольную лампу.

Наиболее живым и насыщенным помещением является детская комната. Не смотря на то, что все так же, как и везде, сияет белизной, здесь достаточно много цветных акцентов. Это и стенки двухъярусной кровати, и шторки, закрывающие каждое спальное место, и разноцветные боксы для игрушек. А стены здесь, можно сказать, увешаны разнообразными картинками и картами, позволяющими малышам развиваться и изучать географию.

Несколько слов нужно сказать и о ванных комнатах с очень симпатичным оформлением. Цветовая гамма представлена всего двумя тонами: традиционным белым и благородным серо-коричневым. В каждой из них помимо непосредственно ванны имеется и душевая кабинка. Даже удивительно, как архитекторы умудрились все это разместить в таком маленьком помещении. При этом вы не увидите ни одной полочки или навесного шкафа, но заметите достаточно много картин в рамах.

В заключении хотелось бы отметить, что эта квартира не имеет аналогов не только в Сохо, но и во всем городе. Но желающие почувствовать действие золотых пропорций на себе, могут оформить краткосрочную аренду.

interiorsroom.ru

Золотое сечение в декоре – неожиданная помощь

Все слышали о золотом сечении. Но, скорее всего, эти знания забыты со всеми остальными вашими воспоминаниями об уроках рисования в школе, или вы читали об этом мимоходом. Но знаете ли вы, что золотое сечение в декоре также играет некоторую роль и считается «хорошим» в дизайне интерьера?

Золотое сечение представляет собой математическую последовательность, которая, как было установлено, в природе повторяется снова и снова. Это соотношение — 1:1,61, если быть точнее — было найдено повсеместно — от пропорций человеческого тела до формирования музыкальных последовательностей и архитектурных формул древних греков и римлян.

Хотя оно нашло различное применение, считается, что использование этого соотношения помогает одним вещам казаться более эстетически приятными, чем другим. Большинство дизайнеров интерьера учат использовать его в своих проектах, и вы должны также этому научиться. Узнайте, зачем это нужно.

Расстановка мебели будет сбалансированной

Каждый, кто когда-либо приносил в дом новый диван, знает, насколько трудным может быть расстановка мебели. Сначала вы уверены, что он будет отлично смотреться в одном месте, но когда вы ставите его туда, что-то кажется совсем не так. И вот вы уже передвинули этот диван по всей гостиной несколько раз, только для того чтобы он в конечном итоге встал туда, откуда все начиналось.

В следующий раз вы сможете избежать подобных хлопот, если заранее примете во внимание пропорции комнаты. Хотя никогда не повредит все хорошенько измерить, если вам не хочется возиться с рулеткой, придерживайтесь соотношения 2:3, когда будете подготавливать помещение.

Для начала визуально разделите пространство на две части – большая часть займет две трети пространства, и именно в ней будет размещаться мебель, которая определяет основное назначение комнаты, а на долю оставшейся трети придутся вторичные функции, например, обособленный гостиный уголок или место для хранения. Также выбирайте предметы мебели, размер которых приближается к соотношению 2:3. Стремитесь найти диван, длина которого составляет примерно 2:3 от длины гостиной в целом, и журнальный столик, размеры которого близки к 2:3 длины дивана.

Подобрать цвета будет очень просто

Возможно, вы уже слышали о правиле 10-30-60, которое используется при выборе цветовой палитры. Но, вероятно, вы не знаете, однако, что эти расчеты не являются произвольными. Они основаны на соотношении 1:1,618.

Для тех, кто не знает, что означает правило 10-30-60, — хорошо продуманное помещение должно включать три цвета. Первый — доминирующий цвет, который должен охватывать около 60% пространства и, как правило, использоваться в таких областях, как стены и пол. Он должен сопровождаться вторичным цветом, который занимает 30% пространства и чаще всего используется при изготовлении мебели. Наконец, более яркий акцентирующий цвет должен взять на себя остальные 10% и использоваться в более мелких предметах декора.

Правило 10-30-60 — это далеко не все, что соотношение может предложить с точки зрения цвета. Новые исследования показали, что цвета, разделенные в соотношении 1:1,61 по световому спектру часто оказываются эстетически приятными при использовании вместе. На сегодняшний день в интернете уже появились разные программы, которые измеряют это соотношение. Совсем скоро они, должно быть, добьются настоящего коммерческого успеха. В будущем выбирать цветовую палитру самостоятельно будет гораздо проще.

Развешивание предметов декора не займет много времени

Как только вы расставите мебель и выберете цвета, придет пора двигаться дальше и приступать к тому, что является самым простым элементом дизайна, но обычно эта часть вызывает самые большие трудности. Речь идет об определении места для развешивания предметов декора. Перед тем, как сделать несколько ненужных отверстий в стенах, ознакомьтесь с «правилом третей».

После того как вы выбрали стену, на которой можно разместить фотографии или картины, мысленно представьте эту стену в виде сетки с двумя наложенными на нее линиями, которые разделяют ее на равные трети по горизонтали и вертикали. Вы должны представить сетку с девятью равными по размеру квадратами. Выберите середину центральной зоны в качестве центрального элемента. Затем убедитесь в том, что вторичные точки находятся в центре каждого из четырех углов центральной площади.

Многие стены в галереях оборудуются при помощи подобной модели. Эта система подходит особенно хорошо, потому что вы можете выбрать различные размеры и высоту произведений искусства для создания разграничения в нужных точках. Однако этот же принцип может быть применен и к одной большой картине.

Можно с легкостью делать небольшие изменения

Что важно знать. Хотя полезно при декорировании принимать во внимание данное соотношение, оно не всегда может вас выручить. Есть несколько советов о том, как поступать в таких ситуациях.

Многие примеры основаны на предположении, что комната имеет прямоугольную форму. Возможно, вам придется сделать несколько корректировок, чтобы подстроить все под ваше помещение. Оформление небольшой квартиры, вероятно, потребует от вас найти свое собственное соотношение. В качестве практического способа вы можете найти близкое соотношение, если разделите длину комнаты на 1,5. Используйте это число, вместо ширины самой комнаты, в качестве количественного определения при поиске ковров, мебели и других предметов, которые имеют совместимые пропорции.

В конце концов, золотое сечение должно служить вам в качестве руководства. Вам не нужно делать масштабные модели комнат вашего дома, чтобы получить точное соотношение. Вместо этого, используйте его в качестве руководства, но доверяйте своим инстинктам и чувству стиля.

Если ваш камин находится прямо в центре гостиной, всеми средствами сделайте его центральным элементом. Если что-то подсказывает вам, что необходим четвертый цвет, чтобы сделать дизайн в вашей спальне действительно эффектным, то добавьте его. Помните, что именно вам должно нравиться пространство, в котором вы живете. Не стесняйтесь давать волю своей индивидуальности.

Если задуматься, золотое сечение действительно удивительная вещь. Кто бы мог подумать, что та же самая, казалось бы, случайная конфигурация будет появляться в спиралях ракушек, форме нашей Галактики и образовании туч? Учитывая, насколько часто встречается это соотношение в природе, трудно возразить против использования тех же пропорций в дизайне интерьера. Может быть, даже стоит пойти дальше и доказать это при помощи декора вашего интерьера.


Статьи по теме

www.luxurynet.ru

Основы дизайна интерьера: пропорции

Пропорция — отношения между частями объекта, между целым объектом и остальной композицией, между двумя объектами. Пропорцию можно определить с точки зрения величины (размера), количества или степени.

Размер объекта зависит от относительных размеров других объектов в окружающей среде и самой среды. Так, например, крошечная картинка на большой стене выглядит потерянной, в то время как одна большая или группа маленьких смотрятся пропорционально.

Вот серия мебели, которая существенно отличается в своих пропорциях:

Математики разработали несколько методов для определения идеальной пропорции вещей. Наиболее известной системой дозирования является золотое сечение, изобретенное греками.

Золотое сечение — это деление на две неравные части, одна из которых меньше, а другая больше. Отношение большей части к меньшей должно быть равно отношению всей величины к ее большей части.

Ряд Фибоначчи — прогреcсирование целых чисел, где каждое число является суммой двух предыдущих (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 …). Соотношение между двумя последовательными числами приближенно к золотому сечению. Можно создать привлекательный и гармоничный фрагмент из квадратов, чьи стороны по длине — последовательные числа Фибоначчи; если соединить противоположные края этих квадратов, получим спираль.

Начиная с эпохи Возрождения, несколько художников, архитекторов и дизайнеров использовали золотое сечение в качестве эталона. Это, например, Леонардо да Винчи и Ле Корбюзье. Золотое сечение присутствует и в природе.

Система пропорции может быть полезным инструментом для гармоничной композиции, но интерьеры трехмерные, не плоские, как картины или фотографии. Также нужно иметь в виду, что наше восприятие вещей часто неточно: расстояние, ракурс и даже культурные традиции могут влиять на восприятие окружающей среды и повлиять на пропорцию.

При проектировании интерьера нужно смотреть на пропорциональное соотношение между:

  • частями элементов дизайна (предметы мебели)
  • несколькими элементами дизайна (расположение мебели)
  • элементами и их ограждением (мебель и пространство, в котором она находится)

В общем, если вы чувствуете, что элементы ни слишком малы, ни слишком велики и интерьер выглядит гармонично, то это значит, что вы достигли пропорции.

domadiz.ru

волшебная пропорция или кошмар дизайнера — Блог ADN Digital Studio

В дизайне, как мы уже писали, все должно быть обоснованным. Во-первых, это правильный способ создавать удобный продукт. Во-вторых, заказчик может совершенно справедливо поинтересоваться, почему здесь именно такое расположение иконок, такие цвета, именно столько колонок текста и т.д. Хороший дизайнер обязательно найдет аргументы — на то он и дизайнер, у него в макете всё суперлогично.

Но иногда бывают так, что кто-то на принимающей стороне ну очень дотошный. И при этом впечатлительный. Такие люди в свое время жили по заповедям фильма «Секрет», приклеивали фотку кабриолета с пальмами над кроватью (визуализируй это!), а сейчас радостно ходят на тренинги успешного успеха. Их объединяет одно — они верят, что существует какой-то Тайный Победный Алгоритм, который лежит в основе любого процесса. Если действовать по нему — всё будет круто. Если сойти с этой дороги — всё пропадет.

Наверняка, о теории золотого сечения вспомнили с их подачи. И попытались спроецировать ее на дизайн интерфейсов. Что из этого получилось (и стоит ли измерять работу дизайнера числами Фибоначчи) — рассказываем сегодня.

Что такое золотое сечение

Золотым сечением называют соотношение разных по размеру элементов, считающееся наиболее эстетически привлекательным. Математически оно равняется 1,618, обозначается греческой буквой φ, а рассчитывается так.

Его часто показывают в форме спирали, которая получается при построении золотого прямоугольника — смотрите на рисунке ниже. Считается, что эта форма присутствует чуть ли не во всем, что есть на Земле. И именно за счет натуральности и естественности она так приятна нашему глазу.

Если покрутить спираль золотого сечения, то ее действительно можно найти много где. Копируйте и поворачивайте ее на 40°, и вы увидите это.

А если повернуть ее под углом 20° и отразить по горизонтали, это.

В искусстве

Соотношение золотого сечения нашли в египетских пирамидах, храмах, барельефах и украшений из гробницы Тутанхамона. И в мексиканских пирамидах тоже. И в Парфеноне.

Мы не можем знать, специально ли применяли пропорцию древние греки и египтяне, но вот начиная с Леонардо да Винчи люди точно использовали золотое сечение осознанно. Именно «Витрувианскому человеку» да Винчи приписывают чудесные пропорции, хотя сам гений строил так чуть ли не все свои картины.

Но если в живописи, скульптуре и архитектуре пропорция видна и понятна, то находки в музыке действительно удивляют. Так в 1925 музыкальный критик и композитор Леонид Сабанеев проанализировал около двух тысяч произведений сорока двух (привет, Дуглас Адамс) авторов — и нашел ту же пропорцию.

По наблюдениям Леонида Леонидовича, выдающиеся музыкальные произведения делятся по частям, теме, интонационному или ладовому строю в пропорции золотого сечения. 90% сочинений Моцарта, например, построены именно так.

Или вот кинематограф. Сергей Эйзенштейн снимал свой фильм про броненосец «Потемкин», используя ту же формулу. В фильме пять частей: первые три разворачиваются на корабле, а две последние в Одессе — переход к частям с восстанием происходит в точке золотого сечения.

В UI-дизайне

Согласно статье UX Planet, дизайнеры часто используют золотое сечение, так как их преподаватели искусства в свое время объясняли на его примере, как работать с пропорциями. Ну а дальше все пошло по накатанной: композиция, иконки, логотипы. Вот что нам предлагают использовать в UI.

Контент и баланс. Если страница предполагает много разного контента, золотое сечение подойдет для объединения разных частей в композицию. Помните редизайн твиттера в 2010?

Визуальная иерархия. Чтобы пользователи понимали важность каждого отдельно взятого элемента, нужна визуальная иерархия. Она организует элементы таким образом, что наш мозг различал их значимость по цвету, размеру, контрастности.

Типографика. Рассчитывать размеры подзаголовков и подписей тоже можно с помощью соотношения φ. Например, разделите на 1,681 размер заголовка — и получите размер подзаголовка.

Подход достаточно популярен среди дизайнеров — например, сервис Modular Scale позволяет выбрать шаг для шрифта по золотому сечению (нужно в Ratio выбрать пункт Golden Section).

Негативное пространство. Пропорция золотого сечения подойдет и для того, чтобы определить, сколько оставлять свободного пространства.

Другое мнение

Математики из Стэнфордского университета во главе с Китом Девлином доказывают, что золотое сечение — просто псевдонаучная теория. На самом деле, люди даже не замечают его.

В течение многих лет профессор совместно с кафедрой психологии показывал студентам разные прямоугольники и просил выбрать тот, который им больше нравится. Так вот студенты выбирали совершенно разные прямоугольники, не отдавая предпочтения золотому. Более того, если через некоторое время их просили выбрать снова, они предпочитали другие прямоугольники.

Таким образом, идеальная пропорция не то чтобы нравится всем. И далеко не все дизайнеры применяют золотое сечение на практике.

Это не золотая таблетка и из говна конфетку она не сделает. Как один из инструментов, на который можно опереться — да, вполне, но если у материала проблемы в других местах, оно тут не поможет. Строить композицию макета по золотому сечению с самого начала работы — далеко не самая оптимальная стратегия, рискуете зажать себя в искусственно созданные рамки. А вот для доводки композиции уже созданного эскиза с готовой логикой — вполне полезная штука.

— Алексей, арт-директор

И как быть?

В золотом сечении есть красота и гармония — факт, мы все это видели. Но будь колонны Парфенона на четверть выше — туристы перестали бы его фотографировать? Вспомните ту самую падающую башню в городе Пизе — там о симметрии уже давно нет и речи, а насколько это сооружение стало культовым!

Ладно, у наследия прошлых веков есть фора в виде безусловного уважения к старине. Как быть с UI-дизайном?

Помнится, в современной истории уже были примеры, когда математики пытались «упорядочить» работу творческих специалистов. Google одно время проповедовал принципы DDD (Data Driven Design), компания хотела сделать все дизайнерские решения лишенными субъективизма. Только данные, только тесты и обоснованные решения. Дизайнер Дуглас Боумен написал историю о том, чем это обернулось: его, например, заставляли доказывать, почему он выбрал толщину линии в один пиксель, а не в два или три. В результате Google добился поголовной демотивации дизайн-отдела, парализовал в них желание предлагать смелые интерфейсные решения. Апофеозом всей истории стало то, что компания с серьезной миной тестировала, какой же оттенок синего (из 41!) лучше решает бизнес-задачи.

Эта истории совсем не о том, что дизайнеры по натуре своей хрупкие ранимые создания и не прислушиваются к рациональным математикам. Эта история о нарушении баланса между логикой и творчеством. Когда что-то одно побеждает — разваливается дизайн как таковой.

Так что не стоит воспринимать золотое сечение как еще одну волшебную пулю. Волшебные пули бывают только в фильмах про оборотней и в игре Worms. А у нас тут — сложная аналитическая работа с изрядной долей импровизации и налетом легкого безумия.

Будьте здоровы.

blog.adn.agency

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о