Ширина бордюра тротуарного: Размеры тротуарного бордюра (поребрик для тротуарной плитки)

Виды бетонных бордюров

Бетонный бордюр (иначе — бордюрный камень, камень бортовой, поребрик) — это элемент благоустройства, выполняющий функции разграничения зон и укрепления границ дорожных покрытий. С помощью бордюров производится разграничение площадей, различающихся по назначению, по виду покрытия, по функционалу.

Бетонные бордюры являются наиболее прочными и доступными. А при добавлении гравия, песка или щебня в его состав, механические характеристики лишь увеличиваются. Плюс ко всему, это еще и достаточно морозостойкий материал, выдерживающий любые перепады температур. Потому использоваться может как для городского, так и для садово-паркового оформления.

К недостаткам бордюра из бетона можно отнести тяжелый вес, который затрудняет установку и демонтаж.

Рис.1 Бетонные бордюры

По ГОСТу камни делят на типы:

  • БР – прямые рядовые
  • БУ – прямые с уширением
  • БУП – прямые с прерывистым уширением
  • БЛ – прямые с лотком
  • БВ – въездные
  • БК – криволинейные

Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделённых тире. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах. Так, например марка БР 100.30.15 обозначает, что это камень прямой рядовой длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм

Бетонные бортовые камни выпускают длиной 500, 1000 и 3000 мм, их минимальная высота составляет 200 мм, а максимальная доходит до 600 мм. Ширина наиболее распространенных типов бордюров варьируется в пределах 150-200 мм.

Бетонные бордюры длиной 6 м выпускают армированными.

В зависимости от степени нагрузки на бордюр, его размера, массы и предназначения выделяют следующие виды бетонных бордюров:

Дорожный бордюр – 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Используется для установки вдоль тротуаров и дорог, так или иначе, связанных с тяжелыми транспортными средствами. Длина 1 м, высота 30 см, ширина 15 см. 

Рис.2 Дорожный бордюр

Тротуарный или садовый бордюр – схож с дорожным бордюром, но имеет меньшую высоту и слегка скошенную лицевую сторону.

Длина может быть 1 м и 0,5 м, высота 20 см, ширина 8 см. Применяются в жилых кварталах, на автомобильных стоянках, парковках, в дачном и коттеджном строительстве и так далее. С его помощью оформляют садовые тропинки, пешеходные тротуары. Тротуарный бордюр выполняет как функциональную роль, так и декоративную. В ландшафтном дизайне часто используются чтобы подчеркнуть какие-то детали: клумбу, часть сада, отдельно стоящие деревья и т.д. Такие бордюры могут быть различной цветовой гаммы и формы: волны, дуги, ступеньки. Одной из разновидностей садовых бордюров является
бордюр под газонокосилку
. У таких бордюров неравномерный край, с одной стороны он опускается прямо на уровень с газоном. Это решение помогает запустить газонокосилку прямо по краю газона и предотвратить повреждение лезвий.

     

Рис. 3 Тротуарный бордюр   

Рис.4 Бордюр под газонокосилку

Специфику использования бордюров тротуарного типа обуславливает их внешний вид: могут выпускаться как односторонние (применяют при расположении площадок, тротуаров ярусами), так и двусторонние (при расположении на одном уровне выполняют разделительную функцию).

По внешнему виду бордюры разделяются на одно- и двухсторонние. Первые применяются там, где одна сторона покрытия будет выше другой: например, на стыке подходящего вплотную к дороге тротуара, для обустройства островков безопасности и в других случаях. Двусторонний бордюр тротуарный применяется для визуального разделения поверхностей одинаковой или примерно одинаковой высоты: например, тротуара и газона.

  

Рис. 5 Бордюр односторонний  

Рис.6 Бордюр двусторонний

Также, бетонные бордюры можно классифицировать как

раздельные и монолитные.

Раздельные – представляют собой блоки определенной длины и ширины, которые укладываются друг за другом, а стыки швов заполняются специальным цементным раствором.

Рис.7 Бордюр раздельный

Монолитные или встроенные бордюры – особенностью данного вида ограждений является их бесшовная конструкция. В комплексе с тротуарами и дорогами они выглядят как единое целое. Отсутствие швов повышает прочность бордюра и препятствует проникновению воды. Таким бордюрам можно придать любую форму. Они могут иметь как прямоугольную форму, так и криволинейную.

Рис.8 Бордюр монолитный

Основная группа бордюров имеет форму параллелепипеда с прямым, закругленным или скошенным верхом.

Другая классификация бетонных бордюров связана с технологией их изготовления. Одни бортовые камни выполняются методом вибролитья из бетона, для других применяется вибропрессование. Для условий города более приспособленным считается вибропрессованный бордюр. Он отличается повышенной прочностью и морозостойкостью, а значит, более длительным сроком эксплуатации.

  

Рис.9 Бордюр вибролитьевой

Рис.10 Бордюр вибропрессованный

Теперь Вы знаете о бордюрах гораздо больше!

характеристики и особенности. Статьи компании «Компания «НИВА» кирпич рядовой и облицовочный, шлакоблок, бордюры, заборы, тротуарная плитка»

Бордюр (от французского «край») отделяет  проезжую часть или пешеходную дорожку от тротуаров, обочин и т. д.   Бордюр ещё называют поребриком или бортовым  камнем. В зависимости от назначения он бывает дорожным и тротуарным.

Вне зависимости от названия бордюр выполняет несколько функций:

— делит пешеходную и проезжую части, отделяет пешеходную дорожку от газона;

— препятствует расползанию брусчатки

— защищает тротуарную плитку от загрязнения грунтом

— эстетически красиво смотрится.

При покупке бордюра, следует обратить внимание на следующие показатели:

Технические характеристики бордюра.  Качественный бордюр  должен иметь морозостойкость не ниже F 150, водопоглащение – не более 6%, и марку прочности  В20 или выше

Технология производства. Наиболее прочными и  долговечными является поребрик, изготовленный методом вибропрессованния.

Назначение. Для укладки бордюрного камня вдоль садовых дорожек рекомендуют изделия марки БР 100.20.8 (длина – 100 см, высота – 20 см, ширина – 8 см), для обычных автомобильных дорог – БР 100.

30.15 (длина – 100 см, высота – 30 см, ширина – 15 см), для автомагистралей – БР 100.30.18 (длина – 100 см, высота – 30 см, ширина – 18 см).

КОГДА УСТАНАВЛИВАТЬ БОРДЮР: ДО ИЛИ ПОСЛЕ УКЛАДКИ ПЛИТКИ?

Есть 2 варианта установки бордюра:

До (одновременно с плиткой).  Бордюры устанавливаются одновременно с плиткой. Расстояние рассчитывается заранее, при расчёте следует учитывать зазор между отдельными элементами дорожки. Однако при таком способе сложно избежать распиливания плитки.

После. При таком варианте плитку точно не придётся пилить, однако это требует затрат времени.

Этапы работ:

  • Разметка. С помощью шнура и колышков отмечают границы и высоту паребрика.
  • Траншея. Под размеры выкапывают  траншею.  Высота траншеи определяется так, чтобы  после укладки бордюра, он возвышался над поверхностью плитки на 2-3 см.
  • Уплотнение основания.  Основание уплотняется вручную или с помощью виброплиты.
  • Изоляция. На уплотнённый грунт укладывают геотекстиль. Это не обязательно, значительно увеличивает срок службы тротуарной плитки.
  • Подготовка основания. На дно траншеи укладывают щебень (размер 20-40 мм.) слоем примерно на 10-15 см. Можно использовать крупнозернистый песок.
  • Подушка. На щебень или песок укладывается цементно-песчаная или бетонная подушка толщиной 10 см.  (1 часть цемента/3  части песка)  или (1 часть цемента/ 2 части песка/2 2 части мелкого щебня)
  • Укладка бортового камня. С помощью резинового молотка бордюр выравнивается до меток, сделанных на шнуре.
  • Обсыпка. Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны.
  • Заливка швов между паребриками цементом.

Готово! Остаётся убрать следы раствора с поверхности бортового камня и ждать высыхания.

Кирпичный завод «Нива», г. Абинск, Краснодарский край

Какой бордюр выбрать для тротуара?

     Благоустройство, помимо декоративных и эстетических целей, всегда имеет и практическую сторону.

То есть, в результате затраченных усилий и денег должно получаться не только красиво, но и полезно. От бордюра, как правило, требуются не только ограничительные функции, поэтому вопрос, какой бордюр выбрать для благоустройства участка — вполне резонный. Материал важен и в тех случаях, когда нужно избежать сползание тротуара на проезжую часть. С его помощью также не допускают смешения гравия садовой дорожки с плодородной почвой. Укрепляется асфальтовое покрытие — часть нагрузки распределяется с дороги на бордюр и закрытые бетонным камнем края дорожного или тротуарного полотна не разрушаются.  Использование бордюров так же защищает огороженные поверхности от размывания. В общем, вещь в хозяйстве нужная. Купить поребрик можно практически в любом строительном супермаркете, однако важно правильно применять различные его типы и марки согласно предназначению.

Изготовление и свойства бордюров

     Традиционный бетонный бордюр — это параллелепипед, у которого прямой, скошенный или закруглённый верх. Получается литьём или вибропрессованием. Во втором случае получаются цементные камни с более высокими эксплуатационными характеристиками. К бетону могут добавляться щебень, песок или гравий, что улучшает его свойства, в том числе — морозоустойчивость, износостойкость и долговечность.

     Марка бордюра по ГОСТ 6665-91: БР – прямые рядовые, БУ – прямые с уширением, БУП – прямые с прерывистым уширением, БЛ – прямые с лотком, БВ – въездные, БК – криволинейные. Далее следуют размеры в сантиметрах, разделённые точкой. Если увидели БР 100.30.15 — то перед вами прямой рядовой бордюр длиной 100 см, высотой — 30 см и шириной 15 сантиметров. Чаще всего встречаются бордюры полуметровые, метровые и трёхметровые. Хотя при необходимости можно найти армированные шестиметровые. К классификатору может быть добавлена ещё одна цифра. К примеру, БК 100.30.15.8 — восьмёрка здесь обозначает радиус искривления у криволинейного камня.

     Наиболее популярными и часто употребляемыми являются марки бордюра БР 50. 20.8, БР 50.25.8, 50.24.10, БРТ 70.20.8, БР 100.20.8, БР 100.30.15, БР 100.30.18, БР 100.45.15, БР 100.45.18, БР 100.60.20 — дополнительно уточняется ещё прочность, она зависит от сорта применённого цемента и обозначается буквой М с цифрами. Чем больше число, тем прочней получается бетон и сделанный из него камень.

Виды бордюров

     Самым распространённым является дорожный бордюр. Он используется для благоустройства дорог и дворов. Его размеры 100х300х15 сантиметров, вес — 96 килограммов. Служит в среднем около двадцати лет. При изготовлении используется бетон М 400 класса В 30.

     Тротуарный, он же садовый, бордюр внешне весьма похож на дорожный, но отличается по размерам и на лицевой стороне имеет характерный скос. Обычно применяются полуметровые и метровые, высотой 20 см и шириной 8 сантиметров. Метровый тротуарный бордюр весит 36 кг, полуметровый — 18 килограммов. Вибропрессованный камень даже визуально тоньше литого и у него более шершавая поверхность. Бетон М 300 класса В 30. Применяется в жилых микрорайонах, на парковках, в дачном и коттеджном строительстве, как элемент ландшафтного дизайна. Есть специальный садовый бордюр, позволяющий использовать газонокосилку — у него край опускается до травы и поэтому можно использовать приспособления для стрижки травы, не повредив лезвий.

     Бетонные бордюры — самые широко используемые. Но встречаются и из натурального камня, и металлические, и пластиковые, и глиняные. Такие чаще всего используются в декоративных целях. Бывают так же монолитные бордюры — в них нет стыковочных швов, они могут быть любой конфигурации, но очень проблематичны в ремонте. В общем, пока ничего лучше и доступней бетонного бордюра не изобрели и он остаётся самым востребованным материалом для окантовки тротуаров, улиц, клумб и много чего ещё.

размеры и технология установки своими руками, вес, ширина и длина по ГОСТу, сколько стоят

Благоустроенные городские территории, современные парки отдыха, частные загородные приусадебные участки всегда радуют нас своим законченным видом. Такой эффект достигается во многом благодаря деталям отделки, например, тротуарным бордюрам.

Описание и функции

Тротуарный бордюр – это важный элемент отделки пространства. Его вариации и способы применения разнообразны. Но прежде чем обратить внимание на нюансы использования и производства данного вида обрамления, не будет лишним определиться c терминологией.

«Бордюр» или «поребрик»? Оба названия верны для определения бортового камня. Разница в том, каким способом укладывать. Вообще-то, два понятия считаются синонимами. Конечно, слово «бордюр» имеет обобщающее значение.

Тротуарный блок, помимо эстетической стороны, выполняет ряд практических функций. Например, бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна. Бордюр является незаменимым элементом для тротуарной плитки, он прекрасно защищает ее от разрушения, предотвращая размывание мощеной поверхности. Остановимся подробнее на особенностях тротуарного бордюра.

Как производятся?

Бортовые камни из цементной смеси делают двумя способами. Первый вариант полностью автоматизирован. Как правило, результат такого производства имеет множество плюсов, поэтому чаще используется. За счет равномерного распределения и дополнительного уплотнения смеси при производстве бордюрный блок получается пропорциональным, гладким и более крепким. Поскольку при изготовлении используется небольшое количество воды, в структуре изделия количество пор сведено к минимуму. Данные бордюрные блоки надежные и эстетически привлекательные, они отличаются долговечностью и морозостойкостью.

Второй вариант подразумевает изготовление тротуарных бордюров ручным способом. Ручной труд также предполагает использование готовых форм для их заполнения смесью с последующим виброуплотнением. Однако качество изделий зачастую не такое хорошее, и полученные блоки не отличаются долговечностью. В таких блоках часто остается большое количество крупных пор, сказывающихся на прочности. Также велик процент бракованных блоков. Искаженная геометрия снижает эстетические свойства бордюра.

Одним словом, результат получается не такого высокого качества, зато он намного дешевле в производстве.

Обзор разновидностей

Бортовые камни отличаются большим разнообразием как по видам, так и по способу применения. По своему назначению выделяются следующие группы.

  • Дорожный — бетонный камень большой прочности и внушительного веса (95-100 кг), используется для окаймления автомобильных дорог. Как правило, дорожный бордюр имеет типовой размер 1000х300х150 мм.
  • Тротуарный — для создания обрамлений тротуарных дорожек, площадок, частных построек, клумб и аналогичных зеленых территорий. Тротуарный бордюр существует во множестве вариантов форм, состава, размеров, цветовых оттенков.

Этот вид бордюрного блока более удобен для самостоятельного использования по своим габаритам (более тонкий, легкий).

  • Декоративный — служит для обрамления декоративных составляющих ландшафтного дизайна. В случае декоративного бордюра функциональные характеристики уходят на задний план. В приоритете форма и цвет.

В зависимости от технологии производства, существуют вибропрессованные или вибролитьевые (вибролитые) тротуарные борты. Изготовление вибропрессованных бордюрных блоков исключительно автоматизировано. Оно осуществляется с применением специального оборудования. Штамповка полусухих основ придает изделиям эстетически пропорциональные формы.

Изделия из полусухих жестких бетонных смесей содержат небольшой процент воды, излишки которой испаряются благодаря взаимодействию с цементом. Как результат – минимальное количество влаги способствует образованию минимального количества пор в готовом бордюре, его устойчивости к перепадам температур.

Такой способ производства дает простор для штамповки двухслойных дорожных бордюров со слоем внешней облицовки.

Облицовочный слой износостоек и обладает низким коэффициентом поглощения воды. Его мелкозернистая поверхность из щебня отличается ровностью. Автоматизированное прессование приводит к получению прочности изделия и хорошей сопротивляемости трению. Сами по себе изделия еще и более легкие, а значит – удобные для транспортировки, монтажа.

Вибролитьевой блок производится с использованием ручного труда. Это производство менее затратное и предполагает минимум оснастки (в основном речь о выборе форм для изготовления из всего разнообразия). Минусы вибролитьевых бордюров существенны. Технология изготовления также использует вибрацию, но без уплотнения. В случае вибролитьевых блоков большое количество воды при изготовлении приводит к существенному количеству пор.

Вибролитьевые бордюры часто грешат искривленной геометрией форм. Они более тяжелые и впитывают много влаги. Это сказывается на сроке службы и износостойкости. При первых серьезных морозах есть риск разрушения бордюра.

По материалу изготовления

В настоящее время в строительстве основой для производства бортового камня благодаря относительной дешевизне является преимущественно бетон тяжелых марок. В качестве сопутствующих компонентов используют щебень и песок. Из цемента изготавливается тротуарный вибропрессованный и вибролитой бордюр. В случае вибролитьевого блока нелишне учесть факт использования армированного железного каркаса при производстве.

Армированный каркас при заливке форм имеет особенность смещаться к краю. В результате недолгого эксплуатирования такого изделия под воздействием износа арматура не просто обнаруживается визуально под сколами бордюров, что не лучшим образом сказывается на эстетическом восприятии бордюрного полотна, но и ускоряется разрушение всего изделия ввиду быстрой коррозии металла.

Иногда при изготовлении бордюров применяются специальные добавки, ускоряющие процесс высыхания и способствующие приданию блокам дополнительной прочности.

Помимо тротуарных бордюров из цемента, все более уверенно занимает свою нишу гранитный бортовой камень. Его производство дороже бетонного аналога, но имеет свое экономическое оправдание благодаря целому ряду показателей. Такой блок значительно более прочен и морозостоек. Срок его износа продолжителен. Гранитный бордюр обычно даже через 10-15 лет эксплуатации не требует обязательной замены.

Эстетические преимущества бордюра из гранита очевидны. Данный бордюр привносит монументальность в реализацию ландшафтного проекта. Гранитный бордюрный камень также весьма разнообразен по форме исполнения и поверхности.

Отдельно следует упомянуть пластиковый бордюр, имеющий вариации как по фактуре, так и по оттенкам. Они влагостойкие, просты в установке, довольно дешевы. Их основной недостаток – хрупкость в случае какой-либо механической нагрузки.

По цвету

Цветовое разнообразие – еще один способ дифференциации бордюра. В настоящий момент оно очень востребовано. К примеру, многие хотят преобразить двор своего загородного дома или садовые дорожки эффектным образом, предъявляя определенные требования к цвету плитки и бордюра. В случае вибролитых бордюрных блоков стоимость окраски высока. Вот почему их цвет преимущественно серый.

Нанесение краски на такие блоки также будет иметь недолговечный эффект.

Вибропрессованные цементные блоки в настоящее время представлены в большом разнообразии цвета. По цветовой гамме, помимо серого, чаще всего распространены коричневые, красные, темно-синие варианты и т. д. Гранитные блоки также отличаются как разнообразием фактур, так и большим количеством цветовых оттенков.

Размеры и вес

В настоящее время на рынке представлено множество вариантов тротуарного бордюра с различными габаритами. Высота, ширина и длина могут варьироваться, исходя из чего легко подобрать нужный вариант под конкретные цели. Стандартно по длине блок бывает либо 50 сантиметров, либо 1 метр.

В отличие от дорожного бордюра, к примеру, большая толщина тротуарного блока не столь принципиальна в случаях благоустройства территории частных домов. Вполне вероятен вариант, когда бордюрный блок должен быть узким и высоким по своим габаритным размерам с целью защиты пространства от грязи от примыкающих зон.

Усредненные весовые показатели тротуарного бордюра колеблются в пределах 15 кг. Но в зависимости от технологии производства, плотности структуры и материала вес одного и того же объема может сильно разниться. В связи с чем для расчета массы предполагаемого к приобретению и транспортировке определенного количества блоков нелишне будет уточнить у производителя, сколько весит изделие (1 шт.).

Маркировка

Маркировка бордюрных блоков имеет свою государственную стандартизацию. Пример маркировки в соответствии с ГОСТом – БР100.20.18. Буквы в ней обозначают тип бордюра (БР – прямые рядовые; БУ – прямые с уширением; БЛ – прямые с лотком; БВ – въездные; БК – криволинейные). Далее указываются длина, высота и ширина (100Х20Х18 см). Четвертое число может также присутствовать и указывать на радиус искривления (в случае изогнутых бордюров). Помимо этого, бордюрный блок обладает определенной маркой прочности, определяемой числом с заглавной буквой «М» (М400, М600).

Критерии выбора

Выбор бордюра обусловлен задачами и бюджетом в каждом отдельном случае. Если речь идет об обустройстве приусадебной территории элитной недвижимости, лучше рассмотреть применение гранитных и вибропрессованных бордюров. В случае бюджетных решений, например, при экономичном использовании бордюра на даче, подойдут как вибропрессованные, так и вибролитьевые или пластиковые бордюры.

Многое зависит от проекта и области применения, предъявляемых к бордюрному камню требований по прочности, форме и т. д. Не существует универсального ответа. Но безусловен факт, что уделить внимание нужно не только выбору изделия, но и грамотному монтажу, чтобы добиться желаемого результата.

Особенности установки

Как тротуарную плитку, так и бордюрный блок качественно монтировать способен научиться любой, уделив внимание технологии укладки. Правильно установить бордюрный камень возможно при условии соблюдения следующей пошаговой инструкции.

  1. Первоначальная подготовка траншеи исходя из габаритных размеров используемых бордюрных блоков. Для бордюра глубина будет соответствовать высоте блока, для поребрика – только его трети.
  2. Выполнение трамбовки площади траншеи.
  3. Разметка предполагаемой площади монтажа при помощи кольев и нити. Последнюю необходимо качественно натянуть (без провисания), горизонтально, с использованием уровня.
  4. Укрепление бордюра путем использования сухой пескобетонной засыпки дна траншеи в целях основательного монтажа блоков.
  5. Финальная корректировка/проверка зафиксированной высоты нити в зависимости от предполагаемой верхней границы бордюра.
  6. Подготовка цементного раствора
  7. Непосредственное укладывание бордюрного камня согласно заданному уровню (блок нужно поставить в отведенное место и c использованием киянки произвести необходимое выравнивание).
  8. Замазка швов. Класть бордюр нужно до того, как приступить к работе с плиткой.

Наглядный обзор установки тротуарного бордюра на своем участке представлен в следующем видео.