Камень бордюрный дорожный гост – ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

По какому госту производят дорожные бетонные бордюрные камни 1000x300x150? — Офремонт

Бордюрный дорожный камень – значимая эстетическая и функциональная деталь в конструкции дорог и тротуаров. Ровное аккуратное разграничение различных территорий выполняет покрытие архитектурно законченным. Более того, бордюрный камень мешает разрушению и вымыванию кромок дорожного или тротуарного покрытия, создает его долговечным и прочным.

Прямой бордюр

К техническим качествам бордюрного бетонного камня предъявляют большие требования в согласии с ГОСТом № 6665 от 1991 г. В данном документе установлены типы бортового камня и номер ГОСТа, в согласии с которым они маркируются, производственная технология, состав бетона, способы контроля качества произведенной продукции. Бордюрные блоки имеют общую маркировку в виде буквы «Б». Вторая буква указывает на его вид («БУ» — означает «прямой с уширением», «БР» — означает «прямой рядовой»  и т.д.). Цифры, следующие за буквенным обозначением, указывают размер. Так, согласно ГОСТу, бетонное изделие БР 100-30-15 — это прямой рядовой бордюр, длина которого 100 см, высота – 30 см, а ширина – 15 см.

Технические специфики

Бортовые дорожные бордюры БР 100-30-15 делаются способом вибропрессования. Разрешается применение технологии вибролитья, если она даст возможность достигнуть качества, соответствующего требованиям ГОСТа. Такие технологии разрешают качественно уплотнить материал и получить правильные пропорции геометрии изделия.

Главное! Все поперечные и продольные поверхности изделия должны быть взаимно перпендикулярными. Возможен уклон тыльной продольной стороны, наличие скруглений ребер или фасок.

Готовая продукция на производстве

Бордюрный дорожный камень БР 100-30-15, выполненный по ГОСТу и имеющий необходимую маркировку, имеет эти свойства:

  • Абразивную устойчивость, трещине. Чтобы достигнуть большого служебного срока бордюра в условиях значительных нагрузок, для его изготовления применяют бетон из мелкозернистого щебня. Благодаря этому материал прекрасно уплотняют, становится монолитным и тяжёлым (плотность изделия 2400 кг/м3). Применяют бетон марки М300 (отвечает классу В22,5) или М400 (класс В30), в котором рассчитано высокое в процентном отношении содержание цемента с уменьшенным количеством песка и щебня от всего веса.
  • Большой служебный срок зависит и от способности влаги проникать в толщу материала. Благодаря тому, что водопроницаемость бетона по ГОСТу отвечает марке нормальной влагонепроницаемости W4, гарантированный срок эксплуатации изделия больше 25 лет.
  • Большая устойчивость к морозам бетона – отвечает классу F200.
  • Разрешается добавление в бетон красителей, и заказчик может обговорить это добавочное требование с изготовителем.
  • Вес одной бордюрной части будет примерно 100 кг, благодаря этому после монтажных работ он монолитно держится в земле.

Маркировка изделий

Бордюрный камень 1000х300х150, сделанный в согласии с ГОСТом, отмечается с торцевой грани. На каждом десятом камне партии специализированной несмываемой краской вставляется обозначение типа бордюра и его размеры. Пакуются в пакеты по 18 шт. Вес подобного пакета – 2 тонны. Отпускается поштучно, общая цена рассчитывается из количества штук, помноженного на стоимость одной единицы.

Главное! Из-за тяжелого веса изделий нужно соразмерять кол-во отгружаемых в один автомобиль изделий с подъемностью груза транспорта .

Кладка

Кладка дорожных бетонных бордюров из камней 1000-300-150 делается в согласии с технической картой, разработанной соответствующим министерством. Работы в себя включают подготовку в грунте канавы, оборудование песчаной подсыпки, установку части, заполнение пазух между бордюром и стенками канавы грунтом с обратной стороны и цементом (асфальтом) со стороны дорожки, цементирование торцевых стыков. Из-за тяжелого веса секций для точного позиционирования применяют механизмы подъема.

Части устанавливают таким образом, чтобы они были заглублены в почву ровно частично.

offthevylc.ru

Высота бортового камня над проезжей частью, бордюры гост

Библиотека

14. Благоустройство прилегающей территории. Пешеходные пути

✔ Предположим, что Вы проектируете магазин или жилой дом. Как быть уверенным в том, что Вы предусмотрели в плане благоустройства прилегающей территории все для свободного и безопасного передвижения инвалида на коляске во всех возможных направлениях?
Очень просто. Надо вспомнить детскую игру.
Возьмите в руки карандаш, выберите маршрут и попробуйте добраться из пункта А в пункт Б, используя в качестве настольной игры Ваш проект.
Если Вам не встретились на пути:
– лестницы или другие препятствия,
– перепады, бордюры и т.п. высотой более 4 см,
– крутые спуски и непреодолимые подъемы,
– колесо коляски не забуксовало в швах между бетонными плитами и не застряло между ребер решетки, установленной на путях движения,
– вы не получили увечья и остались живы, то игра – Выиграна.
А теперь выберите другой возможный маршрут и снова доберитесь в тот же пункт Б, но уже из пункта С.

Поверхность пешеходных путей, предназначенных для передвижения инвалидов, должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами – не более 1,5 см.
Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.
Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.
Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках и престарелых, не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1–2%.

Для передвижения маломобильных групп населения на сложном рельефе следует предусматривать устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы.
В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее 1,5 м каждая.
Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.


На сегодня, обратите внимание, если Вы захотите свернуть с тротуара на пешеходную дорожку, ведущую к парковке или магазину, то между тротуаром и дорожкой Вы натолкнетесь на разделяющий их бордюр высотой 15 см (рис. 14.2 – левый вход). Это самая распространенная ошибка. Очень часто этот перепад уровня встречается тогда, когда перед магазином укладывают тротуарный камень “Бехатон”. Перепад уровня между асфальтом тротуара и “бехатоном” в этом случае равен высоте тротуарного камня.
На рис. 14.2 подходы к правому магазину выполнены правильно. Но в рисунке специально заложены еще две типовые ошибки.
На стене возле входа в магазин на требуемой высоте установлена кнопка вызова, предназначенная для инвалидов на коляске.
Первая ошибка – проектировщик забыл предусмотреть возможность подъезда к кнопке вызова инвалида на коляске. Надо было либо сделать более широкой всю тротуарную дорожку, либо расширить дорожку в зоне подхода к кнопке в виде “кармана”.
Вторая ошибка – не было никакого смысла устанавливать кнопку вызова, так как этот магазин доступен для свободного передвижения инвалида на коляске.
Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.

Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
Для предупреждения людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к пешеходному переходу следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.
Для этого за 0,6–0,9 м до начала перехода укладываются предупредительные тактильные (осязательные) полосы с выраженным рифлением поверхности (рис. 14.4 и 14.5). Тактильная полоса воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего.
В отличие от России, в Великобритании (и во многих других странах) к тактильной полосе, выполненной перед переходом (рис. 14.4), примыкает под углом 90° еще одна тактильная полоса, которая тянется поперек всего тротуара и заранее предупреждает людей с дефектами зрения о месте, в котором можно повернуть к переходу.
На рис. 14.3 приведен пример одной из рельефных информационных плит дорожного покрытия (для слепых) с размерами в мм.
Так как промышленность сегодня не выпускает рельефных информационных плит, в Екатеринбурге на асфальтовом тротуаре тактильная полоса обычно выполняется с помощью тротуарного камня “Бехатон”.
В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см (рис. 14.4). Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм.

Пониженный бортовой камень окрашивается ярко-желтой (или белой) краской. Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.
Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5–4 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей.
В Екатеринбурге первый реконструированный с учетом потребностей инвалидов в 1998 году перекресток на пересечении улиц Малышева-Бажова был сделан именно так. Бордюр сравняли с проезжей частью. Инвалиды на колясках и родители с детскими колясками были довольны. Но это не понравилось Управлению благоустройства – когда идет подметальная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Инвалиды по зрению тоже высказались против. В отсутствии специальных рельефных информационных плит ничто не предупреждало инвалида по зрению о выходе на проезжую часть. Сотрудники ГИБДД остались тоже не довольны, так как возникла опасность наезда автомобилей на пешеходов. Они настояли на том, чтобы в Екатеринбурге была установлена минимальная высота пониженного бордюра 4 см.

На мой взгляд, надо менять психологию российских водителей и придерживаться хотя бы установленного российского норматива, который определяет предельные границы высоты пониженного бордюра с учетом изменений рельефа от 2,5 до 4 см. Если определить минимальную границу в 4 см, то строители будут устанавливать бордюр в пределах 3–5 см. Часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2–3 см (!). Бордюр в 5 см не преодолеет большинство.
В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см (!), а для разделения проезжей части и пешеходной зоны, находящихся на одном уровне, устанавливаются специальные столбики с маркировочной окраской (”bollards”) на расстоянии 1,2 м друг от друга. Эти столбики препятствуют автомобильному движению в пешеходной зоне.

Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.
На рис. 14.5:
1 – съезд с тротуара;
2 – предупредительная тактильная (осязательная) полоса.
В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
Если машина, которая движется по проезжей части на большой скорости, заедет колесами на такой съезд, выходящий на дорогу (рис. 14.6), она просто перевернется. Может получить повреждение и уборочная техника, которая очищает дорогу вдоль бордюров, зацепив случайно такой выступ.
На практике очень часто при реконструкции небольшого участка дороги высокий бордюр просто закатывают асфальтом в виде валика. Например, для того чтобы машина с товаром могла заехать на асфальт и подъехать вплотную к загрузочной двери магазина. Важно следить за тем, чтобы такие валики возле тротуаров не появлялись на основных магистралях дорог с интенсивным движением.

На что хотелось бы обратить Ваше особое внимание. В нормативной литературе не совсем понятно, в каких местах надо понижать бордюр, а в каких – нет. На рис. 14.7 показаны схематично места понижения бордюра. Как мы видим, пониженные бордюры выполняются не на всех пересечениях тротуара с проезжей частью дорог, а в местах, где разрешено пешеходное движение:1 – на регулируемых перекрестках, где есть светофоры или установлен знак “Пешеходный переход”; 2 – в местах, где автомобильные въезды во дворы пересекают пешеходные пути. Женщина с детской коляской, идущая по улице вдоль дороги (на рис. 14.7 – стрелки), должна свободно двигаться, а не перетаскивать без конца коляску через бордюры. На рисунке также для примера перечеркнуто крестом место, где понижать бордюры нельзя, так как в этом направлении переход людей через дорогу запрещен.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Для того чтобы люди, стоящие на съезде с тротуара с уклоном 10%, не поскользнулись и не попали под колеса машины, рекомендуется в пределах тактильной полосы, справа по ходу движения, устанавливать флажок-поручень (столбик, имеющий вверху окончание в виде петли).
Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должна быть не менее 3 м, длина – не менее 2 м.
В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.
Все имеющиеся на пути движения инвалидов-колясочников лестницы должны быть продублированы пандусами или подъемниками. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Все лестницы подземного или надземного перехода должны быть продублированы пандусами. Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационные знаки (рис. 14.8). Переходы на крупных и сложных транспортных развязках следует снабжать защитными ограждениями.
Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см. У препятствий следует устанавливать ограждение.
В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, следует предусматривать не реже чем через 300 м места отдыха со скамейками.

stroyvolga.ru

ГОСТ 6666-81 Камни бортовые из горных пород. Технические условия (с Изменением N 1), ГОСТ от 24 февраля 1981 года №6666-81


ГОСТ 6666-81

Группа Ж18

КАМНИ БОРТОВЫЕ ИЗ ГОРНЫХ ПОРОД

Технические условия

Kerbstones. Specifications

ОКП 57 1510

Дата введения 1982-01-01


1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством промышленности строительных материалов СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 24.02.81 N 24

3. ВЗАМЕН ГОСТ 6661-74

Изменение N 1 принято Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17.05.2000

За принятие изменения проголосовали:

Наименование государства

Наименование органа государственного управления строительством

Азербайджанская Республика

Госстрой Азербайджанской Республики

Республика Армения

Министерство градостроительства Республики Армения

Республика Беларусь

Минстройархитектуры Республики Беларусь

Кыргызская Республика

Государственный Комитет при Правительстве Кыргызской Республики по архитектуре и строительству

Российская Федерация

Госстрой России

Республика Таджикистан

Комитет по делам архитектуры и строительства Республики Таджикистан

Республика Узбекистан

Госкомархитектстрой Республики Узбекистан


4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ


5. ИЗДАНИЕ (октябрь 2002 г.) с Изменением N 1, принятым в декабре 2000 г. (ИУС 5-2001)



Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовляемые из горных пород и предназначаемые для отделения:

— проезжей части магистральных улиц от тротуаров, газонов, площадок остановок общественного транспорта и от обособленного полотна трамвайных путей;

— проезжей части дорог от разделительных полос;

— проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов;

— проезжей части дорог от тротуаров на мостах и путепроводах, съездах и в тоннелях;

— пешеходных дорожек и тротуаров от газонов в городских парках, скверах и на бульварах.

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от способа изготовления бортовые камни подразделяют на пиленые и колотые.

1.2. Бортовые камни в зависимости от формы подразделяют на прямоугольные и криволинейные.

1.3. Марки и размеры бортовых камней должны соответствовать указанным в табл. 1.


Таблица 1

Марка

Тип

Форма

Размер, мм

Радиус кри-
визны , м

Назначение камня

Высота

Ширина

Длина

Высота обрабо- танной
части

1ГП

Прямо- угольные

300

150

700-2000

150

Для отделения проезжей части улиц и внутри- квартальных проездов от тротуаров и газонов

2ГП

400

180

250

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах, в тоннелях и распреде- лительных полос

3ГП

600

200

450

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на мостах и путепроводах

4ГП

Прямо- угольные


200

100

700-2000

130

Для отделения переходных дорожек и тротуаров от газонов

5ГП


80

Для отделения переходных дорожек и тротуаров от газонов

ГПВ


150

80

Для устройства въездов с проезжей части улиц на тротуары

ГК5

Криво- линейные

300

150

5

Для отделения проезжей части улиц внутри квартальных проездов от тротуаров на закруглениях

ГК8

8

1.4. В условном обозначении марки бортовых камней буквы означают:

Г — материал, из которого изготовлен камень — горная порода;

П — прямоугольный амень;

В — прямоугольный въездной камень;

К — криволинейный камень.

Цифры в маркировке криволинейных камней означают радиус кривизны в метрах.

1.5. Длину криволинейных камней измеряют по верхней кромке вертикальной наружной грани.

1.6. По требованию потребителей камни марок 1ГП, 2ГП и ЗГП могут изготовляться с фаской или без фаски, а камни марок 1ГП, 2ГП, ЗГП, ГПВ, ГК5 и ГК8 — со скосом на вертикальной лицевой грани вместо фаски (см. чертеж).

1.7. Допускается изготавливать не более 10% камней в партии длиной менее указанной в табл. 1, но не менее 300 мм.

По соглашению сторон допускается изготовление камней длиной свыше 2000 мм.

1.8. По требованию потребителя, установленному в договоре на поставку, допускается изготовление бортовых камней с лицевой стороной другой формы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Бортовые камни должны изготовляться из горных пород, не затронутых выветриванием, не имеющих открытых трещин.

2.2. Прочность при сжатии и морозостойкость горной породы, из которой изготовляют бортовые камни, должны быть не менее указанных в табл. 2.

Таблица 2

Показатель

Горная порода

изверженная

метаморфическая

осадочная

Прочность при сжатии в воздушно-сухом состоянии, МПа (кгс/см), не менее

90(900)

60(600)

60(600)

Морозостойкость, не менее

F100

F50

F25


(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Изверженные горные породы с водопоглощением менее 0,5% на морозостойкость не испытывают.

2.4. В районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки не ниже минус 20°С допускается применение бортовых камней, изготовленных из горных пород прочностью при сжатии не менее 30 МПа (300 кгс/см) и морозостойкостью не менее F25.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. Камни всех типов, за исключением камней марки 5ГП, должны иметь обработанные поверхности с точечной, термообработанной, либо пиленой фактурой:

верхнюю горизонтальную грань по всей ширине;

видимую часть лицевой вертикальной грани ;

фаску по кромке лицевой грани, выполненную под углом 45° к горизонтали;

полоски по кромке тыльной вертикальной грани и кромкам торцевых граней шириной 20 мм.

Остальные поверхности фактурной обработке не подвергают.

2.6. Неровности на торцевой грани камней не должны выступать за плоскость обработанной полоски этой грани.

2.7. Отклонения от установленных в табл.1 размеров бортовых камней не должны превышать следующих значений в миллиметрах:

по высоте :

пиленые

±15

колотые

±30

по ширине фаски:

пиленые

±3

колотые

±5

по ширине верхней горизонтальной грани:

пиленые

±3

колотые

±5

по величине впадин на торцевых гранях

5

по величине выступов и впадин на необработанной части боковых граней:

лицевая:

камни марок 4ГП и 5ГП

±20

камни остальных марок

±30

тыльная:

камни марок 4ГП и 5ГП

+50; -10

камни остальных марок

+70; -20

2.8. Отклонение от плоскостности горизонтальных и вертикальных обработанных поверхностей и отклонение от проектной кривизны лицевой поверхности криволинейных камней не должны превышать в миллиметрах:

пиленых

3 на 1 м

колотых

5 на 1 м


Отклонение прямоугольности на длину обработанных поверхностей не должно превышать в миллиметрах:

пиленых

2

колотых

4

2.9. (Исключен, Изм. N 1).

2.10. Камни из горных пород, применяемые для отделения от проезжей части улиц и дорог, устройства разделительных полос проезжей части дорог, устройства пешеходных дорожек и тротуаров в пределах территорий населенных пунктов и зон перспективной застройки должны иметь суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов свыше 370 до 740 Бк/кг.

При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государства, величина удельной эффективной активности естественных радионуклидов может быть изменена в пределах нормы, указанной выше.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Приемку камней осуществляют партиями. В состав партии должны входить однотипные изделия, изготовленные из материала одного вида и качества и по одной технологии, в количестве не более 500 шт.

3.2. Размеры и качество поверхности граней проверяют на камнях, отбираемых выборочно от каждой партии в количестве, указанном в табл.3.

Таблица 3

Объем партии

Объем выборки

Приемочное число

Браковочное число

шт.

До 90

8

2

3

Св. 91 до 280

13

3

4

» 281 » 500

20

5

6

3.3. Бортовой камень следует считать дефектным, если он не удовлетворяет хотя бы одному из требований настоящего стандарта.

3.4. Партию камней принимают, если количество дефектных изделий в выборке меньше или равно приемочному числу, и не принимают, если это количество больше или равно браковочному числу.

3.5. Камни из партии, не принятой в результате выборочного контроля, принимают поштучно, при этом следует контролировать соблюдение только тех требований, по которым партия не была принята.

3.6. Физико-механические показатели блоков, из которых изготавливают камни, устанавливают по сопроводительному документу карьера, поставляющего блоки камнеобрабатывающему предприятию. При изготовлении камней в карьере эти показатели устанавливает карьер.

3.7. Прочность при сжатии и морозостойкость, суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов камней определяет предприятие-изготовитель не менее одного раза в год и при каждом изменении вида горной породы.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.8. Потребитель имеет право проводить контрольную выборочную проверку качества камней, применяя правила отбора и методы испытания, предусмотренные настоящим стандартом.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Размеры бортовых камней и правильность их формы проверяют с погрешностью до 1 мм металлическими линейками и угольниками по ГОСТ 427 и ГОСТ 3749.

4.2. Отклонение от плоскостности лицевой поверхности камня определяют путем наложения на нее линейки и измерения наибольшего просвета.

4.3. Кривизну лицевой стороны криволинейных камней проверяют путем прикладывания к ней шаблона и измерения просвета линейкой.

4.4. Отклонение от перпендикулярности верхней горизонтальной грани по отношению к торцевым, а также лицевой по отношению к вертикальной граням проверяют угольником.

4.5. Прочность при сжатии в сухом состоянии, морозостойкость, водопоглощение горной породы, используемой для изготовления камней, определяют по 30629.

(Изменення редакция, Изм. N 1).

4.6. Суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов определяют гамма-спектрометрическим методом по ГОСТ 30108.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

5. МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

5.1. На торцевой грани 20% прямоугольных камней каждой марки и на каждом криволинейном камне должно быть нанесено несмываемой краской обозначение марки камня и номера контролера ОТК.

5.2. Предприятие-изготовитель каждую партию камней сопровождает документом установленной формы, в котором указывают:

— наименование министерства или ведомства, в систему которого входит предприятие-изготовитель;

— наименование и адрес предприятия-изготовителя;

— номер и дату выдачи паспорта;

— номер партии;

— количество камней каждой марки в партии;

— прочность при сжатии в сухом состоянии, морозостойкость и водопоглощение горной породы;

— суммарную удельную эффективную активность естественных радионуклидов;

— обозначение настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.3. Камни должны храниться в штабелях рассортированными по типам и маркам.

5.4. Камни перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок. При этом должна быть исключена возможность их повреждения.


Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002

docs.cntd.ru

Бордюрный камень

Компания Сиббытхим осуществляет производство и продажу дорожного, газонного и садового бордюра (поребрика). Изготовленные изделия имеют высокую степень надежности и долговечности. Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр — все это названия одного элемента дорожного благоустройства изготовленного в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. Заказывая этот материал у нас Вы получаете лучшие цены от производителя.

Бордюр дорожный вибропресованный и бордюр тротуарный вибропресованнай применяется при строительстве дорожных покрытий: для отделения проезжей части от тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта, для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. Он не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Дорожный бордюр производится методом полусухого вибропрессования по технологии и на вибропрессующем оборудовании фирмы «MASA» (Германия). В качестве сырья, для производства дорожных бордюров на вибропрессах MASA, используются только высококачественные материалы: мытый крупный песок строительный первого класса фракции 2.0-5.0мм карьера п.Горный и цемент Искитимского цементного завода пц-500 д 0.

Дорожный бордюр, укладка дорожного бордюра

Бетонный бордюр может быть различных видов: крупный бордюр — несущий функциональную нагрузку (например, отделяют дорогу от тротуара), или небольшой бортовой камень — используемый для придания участку визуальной и эстетической целостности. Размеры и формы дорожных бордюров могут варьироваться.

Дорожный бордюр изготавливается из тяжелого бетона, что обеспечивает надежность и устойчивость к воздействиям внешней среды (атмосферным осадкам), а также хорошую морозостойкость.

Наиболее приспособленными к условиям использования внутри города являются дорожные бордюры, изготовленные методом вибропрессования. Используя этот метод и высококачественное сырье, производится дорожный бордюр, отвечающий всем требованиям к качеству, устойчивости к повреждениям и внешнему виду. По сравнению с изделиями из литого бетона, не такими стойкими, с недолгим сроком службы (2-3 года), и которые в процессе производства могут начать трескаться и рассыпаться, вибропрессованный бордюр дорожный отличается очень высоким качеством и долгим сроком службы.

При производстве дорожных бордюров окрашивание происходит по всей глубине бордюрного камня. Благодаря этому постоянно сохраняется один и тот же оттенок. Дорожные бордюры имеют относительно небольшие размеры и удобную форму, благодаря чему их укладка происходит быстро и легко.

Производится укладка бетонного дорожного бордюра при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Основой для укладки бордюрного камня, как правило, являются выровненный щебень, бетон или песок. Затем основа заливается бетонным раствором, застывания которого нужно обязательно дождаться, перед тем, как прокладывать дорожный бордюр. Как правило, сначала устанавливаются бордюрные камни, и только потом укладывается дорожное покрытие. Предварительная укладка дорожного бордюра создаст для кладки четкие границы и укрепит ее.

Правильная установка бордюрного камня является также дисциплинирующим фактором для водителей.

Ширина шва между камнями бортовыми дорожными не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1:4, после чего расшивают раствором состава 1:2.

Необходимость использования бордюрного камня при укладке тротуарной плитки очевидна, ведь помимо визуального эффекта от обрамления бордюром фрагментов мощения, последний несёт в себе нагрузку по долговечности укладки тротуарной плитки. Практика показывает, что после таяния снега (через сезон) при условии, что бордюрный камень не использовался в укладке, площадки мощения, уложенные плиткой, расходятся, то есть между плитками образуется зазор, скапливается вода, что способствует дальнейшему разрушению площадок укладки тротуарной плиткой. Поэтому настоятельно рекомендуется всегда использовать бордюрный камень для обрамления поверхностей, где произведена укладка тротуарной плиткой.

Cовременные технологии позволяют производить очень стойкие и долговечные дорожные бордюры (бордюр дорожный, бордюр садовый) из бетона. Например, бетонные конструкции, изготовленные методом сухого вибропрессования, считаются наиболее подходящими к городским условиям, поскольку имеют высокие показатели по прочности и, что немаловажно, низкую себестоимость. Тогда как изделия из литого бетона в процессе производства, часто ускоренного, теряют некоторые свои качества: срок службы такого дорожного бордюра (бордюр садовый) не превышает 2-3 лет, со временем он трескается и рассыпается. Поэтому городские власти в последнее время озабочены заменой старых дорожных бордюров на более стойкие, из прессованного бетона. Наличие на городских улицах прочных придорожных элементов (таких как бордюр дорожный, бордюр садовый) дисциплинирует водителей и способно предотвратить немало опасных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий.

Купить бордюр дорожный вибропрессованный и бордюр тротуарный вибропресованный можно как у производителей продукции, так и у фирм-посредников, причём последний вариант является более предпочтительным по следующим причинам: во-первых, качественный посредник работает только с хорошо зарекомендовавшими себя в плане качества производителями и имеет неплохие скидки, так что цена поставки может не отличаться от цены производителя; во-вторых, поставка скорее всего будет совершена от ближайшего к объекту производителя, что позволит дополнительно съэкономить на логистике; в-третьих, обладая информацией об остатках на складах своих поставщиков — производителей бордюра, посредник сможет обеспечить быструю поставку материала на объект; в-четвёртых, по ряду причин, производитель не сможет предложить таких условий доставки, как посредник — прежде всего это касается цены, а главное условий оплаты, когда приходится оплачивать отдельно материал и доставку (во многих случаях производитель вообще не предоставляет услугу по доставке товара).

Цена бордюра дорожного вибропресованного и бордюра тротуарного вибропрессованного зависит прежде всего от его геометрических размеров (учитывается объём бетона, затраченного на производство единицы товара), от размера партии (не стоит расчитывать на скидки, если заказ исчисляется единицами или даже несколькими десятками штук), а также в немалой степени от времени года, так как укладка бордюра приходится обычно на позднюю весну, начало лета и первую половину осени. Не стоит забывать и о стоимости доставки материала на объект — большинство производителей и продавцов называют цены без доставки, а не редко и без НДС. При небольшом заказе доставка способна существенно увеличить цену единицы товара.

Производство бордюра дорожного вибропрессованного и бордюра тротаарного вибропрессованного не является сложным в технологическом плане процессом и осуществляется прежде всего небольшими частными предприятиями производительностью 200-500 погонных метров в сутки, а также крупными специализированными цехами, расчитанными на выпуск не менее 1500-2000 погонных метров в сутки. В отдельных случаях бордюрный камень в небольших количествах производят крупные железобетонные заводы, цель которых — обеспечение потребителя широким ассортиментом бетонной продукции. Обратите внимание на тот факт, что производство бордюрного камня в подавляющем большинстве случаев служит дополнением к производству бетонной плитки. Следует с осторожностью относиться к выбору поставщика, так как за низкой ценой зачастую скрывается низкое качество изделий, выраженное прежде всего в низком содержании цемента и как следствие недолговечностью эксплуатации.

Доставка бордюра дорожного вибропресованного и бордюра тротуарного вибропрессованного осуществляется обычно открытыми бортовыми машинами грузоподъёмностью от полутора до тридцати тонн, при этом бордюрный камень должен быть заранее уложен на поддоны и перетянут стрейч лентой (вес одного поддона с бордюром обычно составляет 0.7-1.5 тонны, а размеры 0.6х1х1м). Некоторые производители бордюрного камня не используют поодоны при упаковке материала, а увязанные лентой бордюры ставят в кузове на деревянные прокладки. Выгрузка бордюра может осуществляться вручную (за редким исключением), погрузчиком либо краном.

Дорожный и тротуарный бордюр это обиходное название бордюрного камня, который служит для отделения проезжей части улиц и дорог, в том числе и внутриквартальных, от тротуаров и газонов, остановок и трамвайных путей. Изготавливается дорожный бордюр из бетона марки М-400 и подразделяется на виды: рядовой, рядовой с уширением, рядовой с лотком, угловой и криволинейный. Бордюр может иметь длину от одного до шести метров (самый распространённый вид имеет маркировку БР100.30.15 и размеры 1х0,3х0,15м) и в большинстве случаев изготавливается по технологии сухого вибропрессования.

Садовый бордюр или садовый поребрик служит для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, используется в основном в парковых зонах, в скверах, в общественных и личных садах, на приусадебных участках. Длина садового бордюра может колебаться от полуметра до метра, а вес не превышает сорока килограммов, что даёт возможность монтировать садовый бордюр без применения специальных механизмов, в ручную. Учитывая характер местности, где применяется садовый бордюр, его монтаж обычно происходит параллельно с укладкой тротуарной плитки, поэтому фирмы-производители выдерживают два этих материала в единой цветовой гамме.

Газонный камень или газонный бордюр, как следует из названия, имеет непосредственное отношение к декоративному оформлению газонов, создаёт визуальные контуры в парках и других природных зонах, служит ограничителем, не давая различным видам земных пород смешиваться, загрезняя тротуры и пешеходные дорожки. Газонный бордюр, применяемый в качестве элемента ландшафтного дизайна, также широко используется на детских площадках, на территориях, окружающих торговые центры, на автомобильных парковках, в коттеджных посёлках. Призводители и продавцы газонных бордюров предлагают большой ассортимент этих изделий в контексте форм, размеров и расцветок.

ГОСТ на бордюр носит официальное название «ГОСТ СССР №6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» и содержит исчерпывающую информацию о технических методах производства, маркировки, приёмки, транспортировки и хранения изделий. ГОСТ снабжен таблицами с указанием размеров различных марок бордюра, материалоёмкости, характеристик бетона, из которого изготавливаются изделия, а также чертежами и спецификациями. При покупке бордюра рекомендуется обращаться к ГОСТу на предмет соответсвия ему получаемых изделий.

www.sbhim.ru

ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

п.

 

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Камни делят на типы:

БР — прямые рядовые;

БУ — прямые с уширением;

БУП — прямые с прерывистым уширением;

БЛ — прямые с лотком;

БВ — въездные;

БК — криволинейные.

1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней — приложению 1.

Допускается по согласованию с институтом «Мосинжпроект» Главмосархитектуры Мосгорисполкома и потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.

1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.

 

Марки и форма камней

Таблица 1

 

 

Марки

 

 

Форма

Класс бетона по прочности на сжатие

Справочная масса, t

 

 

Назначение камней

БР 100.30.15

БР 300.30.15

БР 60.30.15-А-IV

 

 

0,10

0,32

0,61

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БР 100.30.18

БР 300.30.18

БР 600.30.18-А-IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В30

0,12

0,38

0,77

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок-остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей

БР 300.45.18

БР 600.45.18-А-IV (А-V)

 

 

0,58

1,17

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос

БР 300.60.20

БР 600.60.20-А-IV (А-V)

 

 

0,88

0,76

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м

БР 100.20.8

В22,5

0,04

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

БУ300.30.29

БУП300.30.29

 

 

 

 

 

 

В30

0,40

0,34

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БУ300.30.32

БУП300.30.32

БУП600.30.32-А-IV

 

 

0,47

0,41

0,79

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов

БЛ300.32.68

БЛ300.32.93

БЛ300.32.118

 

1,05

1,37

1,60

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности

БВ 100.30.15

 

 

 

 

 

 

0,10

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.30.15

БВ 100.30.18

 

В30

0,12

Для отделения проезжей части улиц и дорог при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.300.18 и БР300.30. 18

БК 100.30.18.5

БК100.30.18.8 БК100.30.18.12

БК 100.30.18.15

 

 

 

 

 

 

0,12

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.15 и БР300.20.15

БК100.30.21.5

БК100.30.21.8

БК 100.30.21.12

 

 

0,14

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР 100.30.18 и БР 300.30.18

Камень-аппарель

 

 

 

 

 

По проекту

Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

 

 

 

 

 

 

Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых — до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.

1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.

Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.

Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускается изготавливать до 01.01.96.

1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.

Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.

Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры.

Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:

БР 100.30.18

То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:

БК 100.30.18.8

То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV:

БР600.30.18-АIV

1.3. Характеристики

1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими. Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл. 2.

1.3.2. Бетон камней марки БР 100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней — не менее чем В30.

Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем Вtb 3,2 для камней марки БР 100.20.8 и не менее чем Вtb 4,0 — для остальных марок.

 

Таблица 2

 

Контрольная нагрузка, кН (тс)

Марка камня

по проверке прочности

по проверке трещиностойкости

БР300.30.15

13,75 (1,40)

7,55 (0,77)

БР300.30.18

13,44 (1,37)

7,35 (0,75)

БР300.45.18

5,96 (0,61)

3,28 (0,33)

БР300.60.20

5,38 (0,55)

2,96 (0,30)

БР600.30.15-А-IV

5,43 (0,56)

2,99 (0,31)

БР600.30.18-А-IV

6,73 (0,69)

3,70 (0,38)

БР600.45.18-А-IV

9,37 (0,96)

5,15 (0,53)

БР600.45.18-А-V

8,55 (0,87)

4,70 (0,48)

БР600.60.20-А-IV

14,43 (1,47)

7,93 (0,81)

БР600.60.20-А-V

14,53 (1,48)

7,99 (0,82)

БУ300.30.29

13,28 (1,36)

7,30 (0,75)

БУ300.30.32

12,86 (1,31)

7,07 (0,72)

БУП300.30.29

13,61 (1,39)

7,49 (0,76)

БУП300.30.32

13,22 (1,35)

7,27 (0,74)

БУП600.30.32-А-IV

10,85 (1,11)

5,97 (0,61)

1.3.3. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года.

Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90 % от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70 % — в теплый период года.

Примечание. Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 2.01.01 и ГОСТ 13015.0.

Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.

Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл. 3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.

1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:

6 — для камней из мелкозернистого бетона;

5 — для камней из тяжелого бетона

 

Таблица 3

Расчетная температура наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства, °С

Марка бетона по морозостойкости

Ниже — 45

F300

От — 15 до — 45 включ.

F200

»     ‑5 до -15 включ.

F150

»        0 до -5 включ.

F100

 

1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.

Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.

1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.

Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладываемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.

1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5 %.

1.3.9. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками до 5 % или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5 % МgO (оксида магния) и не более 8 % С3А (трехкальциевого алюмината), соответствующие ГОСТ 10178.

1.3.10. В качестве заполнителей для бетона следует применять:

природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633;

щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 10260, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона — не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя 20 мм.

1.3.11. С целью экономии цемента для бетонов следует применять и другие материалы — золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592 и ГОСТ 25818, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.

1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.

1.3.14. Добавки, применяемые для приготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211, ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.

Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.

Рекомендуемые виды и объем (массу) добавок, применяемых для приготовления бетонных смесей, приведены в приложении 4.

1.3.15. В качестве ускорителя твердения для бетонных смесей неармированных камней из мелкозернистого бетона следует применять кальций хлористый по ГОСТ 450 или нитрит-нитрат-хлорид кальция по ТУ 6-03-7-04 в объеме до 3 % от массы цемента.

1.3.16. Вода для приготовления бетона — по ГОСТ 23732.

1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70°С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25°С/ч.

1.3.18. Для армирования камней следует применять арматурную сталь:

в качестве напрягаемой арматуры — стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781;

в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884;

в качестве ненапрягаемой арматуры — стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727;

для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6-12 мм по ГОСТ 5781.

1.3.19. При расчетной зимней температуре ниже минус 40 °С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс2 по ГОСТ 5781.

1.3.20. Значения напряжений в напрягаемой арматуре, контролируемое по окончании натяжения на упоры, должны быть:

695,8 МПа (7100 кгс/см2) — для арматуры класса A—V;

499,8 МПа (5100 кгс/см2)                   »          »             »       A—IV.

Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:

±88,2 МПа (±900 кгс/см2) — электротермическим способом;

-5, +10 % — механическим способом.

1.3.21. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.

1.3.22. Типы, конструкция и размеры сварных соединений арматуры — по ГОСТ 14098.

1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл. 4.

 

Таблица 4

мм

Наименование отклонения геометрического параметра

Наименование геометрического параметра

Пред. откл.

Отклонение от линейного

Длина камней:

 

размера

1000

±6

 

3000

±10

 

6000

±10

 

Высота:

 

 

до 200

±4

 

св. 200 до 500

±5

 

»  500

±6

 

Ширина:

 

 

по верхней кромке

±4

 

по основанию

±6

Отклонение от

Длина камня:

 

прямолинейности профиля

1000

6

верхней поверхности по всей

3000

12

длине

6000

15

Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня:

 

 

до 500

4

св. 500

 

5

 

1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.

1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.

1.3.26. Категория лицевой бетонной поверхности — А6, для нелицевых поверхностей — А7 по ГОСТ 13015.0.

1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м2 поверхности армированных камней из тяжелого бетона.

1.4. Маркировка

Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10 % камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2.

В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.

 

2. ПРИЕМКА

2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.

2.2. Камни принимают:

по результатам периодических испытаний — по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;

по результатам приемосдаточных испытаний — по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладываемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

2.3. Периодические испытания нагружением предварительно напряженных камней для контроля их прочности и трещиностойкости, а также определения прочности бетона на растяжение при изгибе проводят перед началом массового изготовления камней и в дальнейшем — при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1.

В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.

2.4. Бетон камней на морозостойкость и водопоглощение испытывают при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии, вида и качества материалов, но не реже одного раза в 6 мес.

2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.

2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.

2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл. 5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл. 6 — для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.

 

Таблица 5

шт.

 

Объем

Объем

Браковочное число

Объем партии

первой выборки

второй выборки

для первой выборки

для двух выборок

До 90

3

3

1

2

От 91 до 150

5

5

1

2

» 151 » 280

8

8

1

2

» 281 » 500

13

13

3

4

» 501 » 1200

20

20

4

5

» 1201 » 3200

32

32

6

7

Св. 3200

50

50

8

9

 

Таблица 6

шт.

Объем партии

Объем выборки

Браковочное число

До 1200

5

2

Св. 1200

8

3

 

Партия камней, не принятая по результатам выборочного контроля, должна приниматься поштучно. При этом приемка камней должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.

Возможность использования камней, не соответствующих по показателям прочности и морозостойкости, устанавливает проектная организация.

2.8. Контроль прочности бетона камней проводят по ГОСТ 18105.

2.9. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия камней, указанных в заказе, требованиям настоящего стандарта.

2.10. Документ о качестве — по ГОСТ 13015.3. В документ о качестве необходимо вносить марку бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.

По требованию потребителя в документ о качестве вносят результаты контрольных испытаний камней на прочность и трещиностойкость по ГОСТ 8829.

 

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.

Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.

 

Р — контрольная нагрузка.

Черт. 1

Таблица 7

Марка камня

Положение камня при испытании

l, мм

а, мм

БР300.30.15

БР300.30.18

 

 

 

 

3000

 

 

 

 

750

БР300.45.18

БР300.60.20

 

 

 

БР600.30.15-A-IV БР600.30.18-A-IV БР600.45.18-A-IV(A-V) БР600.60.20-A-IV(A-V)

 

 

6000

 

 

1500

БУ 300.30.29

БУП300.30.32

 

 

 

БУП300.30.29

zakonrus.ru

Укладка декоративного камня своими руками виды этапы видео

Бордюрные камни выглядят узкой полосой из каких-либо стройматериалов, отделяющих проезжую область дороги от обочины, тротуара и так далее. Есть несколько типов таких камней, которые предназначаются для различных целей.

Бордюрное ограждение

Типы бордюрных камней

Бордюрные камни принято классифицировать по их назначению. К примеру, они бывают:

  • дорожные;
  • садовые или газонные.

В основном они встречаются серого оттенка и довольно высоко выступают над поверхностью трассы. Садовые типы, наоборот, могут быть разных оттенков, поскольку они применяются во время проведения декоративной работы, то и выглядеть должны подобающе. Безусловно, для укладки бордюрного камня около газонного покрытия на постоянной основе также требуется раствор из бетона, однако, в значительно меньшем количестве, чем во время установки дорожных конструкций.

Бордюрные камни

К тому же такие конструкции можно разделить по материалу, из которого их изготавливают:

  • компоненты из бетона;
  • кирпичные;
  • гранитные;
  • из песчаника;
  • блочные.

Самым доступным по цене и в то же время довольно практичным стройматериалом для производства и установки таких бордюров считается бетон. При этом расход бетона минимальный.  Бетонные варианты визуально отлично смотрятся и считаются достаточно крепкими, чтобы при необходимости остановить автомобиль.

Рассмотрим в таблице ниже классификацию бордюрных камней по ГОСТ:

Гост Применение камня
ГОСТ 6665-91 камень бортовой БР 100.30.15 для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов
ГОСТ 6665-91 камень бортовой БР 100.20.8для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов
ГОСТ 6665-91 камень — АППАРЕЛЬКамень-аппарель  используется для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок с покрытием проезжих областей улиц и дорог на пересечениях.

Во время монтажных работ применяется бордюрный материал следующих типов:

  • односторонний,
  • двусторонний.

Односторонний вариант используется на тех поверхностях, на которых участок мощения большой, а двусторонний применяется там, где территория мощения подходит к газону. Так, участок от газона к тротуарной плитке смотрится довольно привлекательно и эстетично.

Не только ГОСТ важен, но и СНиП. Исходя из СНиП 35-01-2001, высоту бордюров по краям пешеходных дорог на участке лучше делать своими руками не менее 0,05 метра. По этим же стандартам высота бортовых камней на участках пересечения тротуаров с проезжей областью не должна быть более 0,04 м. Данный СНиП является строительной нормой и входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, который обеспечивает инвалидам возможность вести активный образ жизни. СНиП заменил ВСН 62-91* (Ведомственные строительные нормы), где такой же пункт звучал чуть иначе.

Видео этапов работ

Технология установки

Вначале рассмотрим, какие пригодятся нам инструменты:

  • резиновый молот с захват-клещем для бордюра;
  • тонкий шнур с мастерком;
  • колья для разметки;
  • строительный уровень с трамбовкой.

Эта технология очень простая, поэтому любой дачник может выполнить работы своими руками. Для бордюра средних размеров в качестве основания выступает бетон либо какое-либо другое твердое вещество, чтобы осадка камня была как можно меньше. Для установки бортовых ограждений в основном применяется материал заводского производства, однако, подбирать его необходимо довольно внимательно, учитывая его форму и предназначение.

Укладка бордюрных камней

Обеспечивая безопасность и эстетику на проезжей области, бордюрный камень производится согласно СНиП и ГОСТу.

Устройство бордюрного камня считается неотъемлемой частью дорожных работ либо благоустройства приусадебных участков. Технология укладки разнится вследствие габаритов камня для бордюра. Чем он больше, тем меньше раствора вы можете применять. Кроме этого, месторасположение какого-либо из элементов требует какой-либо технологии его укладки. К примеру, дорожные конструкции и садовые требуют совершенно различных подходов к укладке. Установка бордюров в саду может производиться своими руками, для этого имеется необходимая инструкция.

Установка бордюрного ограждения своими руками:

  • Укладка камней начинается с разметок, для чего следует натянуть веревку на нужную высоту, при этом необходимо принимать во внимание любые уклоны для стока воды. Ширина дорожки по внешним краям бордюра не должна быть более 80 сантиметров (тротуарная плитка – 60 см, сам бордюр – 10).
  • Необходимо принимать во внимание, что этот материал очень тяжелый, поэтому примерять его в траншее очень сложно. Поэтому лучше выравнивать основу траншеи по маячкам на расстоянии не больше 25 сантиметров от заранее натянутой нитки.

Технология укладки

  • Маячки можно изготовить из деревянных брусков, длина каждого достигает 15 сантиметров, а затем укладываем их в траншею на расстоянии приблизительно 3 метра один от другого. Затем основу выравниваем по данным маячкам.
  • Раствор укладываем в траншею, устанавливаем бордюр, потом по уровню и по нитке заделываем стыки между камушками.
  • Теперь изготавливаем своими руками раствор — 3 части цемента и 1 часть песка, укладываем его в траншею, устанавливаем бортовой камень, а затем выравниваем его посредством резинового молотка вертикальным образом по уровню. После укладки бортовых камней ровно по уровню и по нитке необходимо заделать дырки между камушками, для этого используется раствор.
  • Теперь следует заняться таким важным делом, как выравнивание основы между бордюрами для укладки тротуарной плитки. Последующая укладка бордюрного ограждения своими руками будет производиться просто, если монтаж бордюров осуществлен очень ровно. Но после монтажных работ по установке бордюров сразу приступать к укладке плитки не рекомендуется, необходимо подождать сутки. В противном случае бортовые камни могут потрескаться, уйдут с линии, произойдет вертикальное отклонение.

Автор: С. Диана

rozarii.ru

Бортовой камень Википедия

Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.

Используется в качестве огораживающего элемента, который выполняет роль ограничения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов, проезжей части, декорирования парковых ландшафтов и других территорий. Также изделия представляют собой надежную защиту от размытия обочины, осыпания грунта, способствуют долговечности плиточного покрытия, так как они не деформируются и не трескаются под воздействием механической загрузки и природных проявлений.

Технические характеристики

бортовой камень нескольких видов:

• бордюр магистральный;

• дорожный бордюр;

• садовый бордюр.

Вне зависимости от вида бордюра его производство осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа:

морозостойкость конструкций составляет около 200-250 циклов. Один цикл включает в себя замораживание и оттаивание изделия при температуре от -20 до +20 градусов. В условиях южнорусского климата подобных циклов в течение года происходит около пяти раз. В таком случае срок службы бордюрной конструкции составляет не менее 40 лет;

• прочность на сжатие соответствует не менее 350 кг/см3;

• водопоглощение от 3 до 6%, то есть конструкция весом 1кг способна впитать до 60г.

Технология укладки[ | ]

Бортовой камень с разным способом укладки

В ГОСТе 52289-2004 есть упоминание о боковой поверхности бордюра[1] и о его верхе[2] (нанесение разметки), там же упоминаются «Островки безопасности», выделенные разметкой или бордюрным камнем, которые устраиваются при интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части. Указывается, что высота приподнятого островка безопасности должна быть 10 см.[3] В ГОСТ Р 52767-2007[4] (Российской Федерации), выпущенном в 2007 г. (действующий документ), можно найти следующее:

4.2.4. Направляющие островки
Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427.

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности
Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

В законе Санкт-Петербурга «О мерах по усилению контроля за состоянием внешнего благоустройства Санкт-Петербурга »[5] можно найти следующее:

В местах интенсивного движения пешеходов участки с растительным грунтом вокруг стволов деревьев должны быть покрыты в уровень мощения горизонтальными решетками из литого или кованого металла или ограждаться от плоскости мощения поребриком из естественного или искусственного камня высотой не менее 10 см.

Покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, поребрики, бордюры выполняются из естественного или искусственного камня.

Границы владельческих участков должны быть выявлены тротуарами, дорожками, поребриками или реперами.

Все вертикальные перепады поверхностей и их покрытия (бортики, поребрики, ступени, подпорные стены, в том числе берега водоемов и др.) должны выполняться из естественного камня.

Стандарт качества[ |

ru-wiki.ru